Опубликовано 15 июля 2020, 17:47

Найдена пережившая взрыв сверхновой звезда

© Mark Garlick/University of Warwick

Астрономы обнаружили редкий белый карлик, который пережил взрыв сверхновой и теперь движется по Млечному Пути со скоростью в 250 километров в секунду. О своем открытии исследователи сообщили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Белые карлики — это ядра красных гигантов, оставшиеся после их «смерти». После выброса внешних слоев гигантские звезды превращаются в тусклые карлики и начинают охлаждаться, что может занимать миллиарды лет. Большинство белых карликов имеют атмосферу, почти полностью состоящую из водорода или гелия со следами углерода или кислорода.

Открытая в 2015 году звезда, названная SDSS J1240+6710, казалось, не содержала ни водорода, ни гелия, а состояла из необычной смеси кислорода, неона, магния и кремния. Используя данные космического телескопа Hubble, астрономы также показали, что она содержит углерод, натрий и алюминий, которые образуются в результате первых термоядерных реакций при взрыве сверхновой.

Однако в объекте отсутствовала группа железа — железо, никель, хром и марганец. Присутствие этих более тяжелых элементов обычно говорит о взрыве сверхновой. Отсутствие элементов группы железа в SDSSJ1240+6710 говорит о том, что звезда только частично прошла через взрыв сверхновой, после чего реакции в ней утихли.

Авторы новой работы смогли измерить скорость белого карлика и обнаружили, что он движется со скоростью около 900 000 километров в час. Он также имеет необыкновенно низкую массу для белого карлика — всего 40% солнечной. Это согласуется с потерей массы при частичной сверхновой. Ученые предполагают, что процесс «частичной сверхновой» нарушил орбиту белого карлика вместе с его звездой-компаньоном из-за резкой потери массы. Обе звезды начали двигаться в противоположных направлениях. Это объясняет высокую скорость наблюдаемого объекта.

«Эта звезда уникальна, потому что у нее есть все ключевые характеристики белого карлика. Но при этом объект имеет необычный химический состав, малую массу и очень высокую скорость движения: все эти факты подразумевают, что звезда когда-то была частью какой-то тесной двойной системы. Разъединить две звезды мог взрыв сверхновой, который прошел лишь частично. До сих пор подобных явлений нам наблюдать не удавалось», — говорит ведущий автор исследования, профессор Уорикского университета Борис Генсике.