Опубликовано 19 апреля 2019, 14:57

JAXA опубликовало первые результаты анализа астероида Рюгу аппаратом Hayabusa-2

Космический аппарат Hayabusa-2

© German Aerospace Centet

Японская автоматическая межпланетная станция Hayabusa-2 достигла астероида Рюгу и отобрала образцы поверхностного грунта. Агентство аэрокосмических исследований JAXA выложило первые данные наблюдения за формой, массой и геоморфологией Рюгу.

9 мая 2003 года с японской ракетой-носителем М5 в открытый космос был запущен космический аппарат агентства JAXA, получивший имя Hayabusa, что в переводе с японского означает «сапсан». Предназначением космического аппарата было отобрать образцы грунта с поверхности околоземного астероида Итокава, для чего на борту аппарата располагался полукилограммовый робот-разведчик «Минерва», оснащенный тремя камерами и солнечными батареями.

Вначале солнечная вспышка повредила солнечные батареи Hayabusa, а по прибытии к Итокаве (на полгода позже намеченного срока) вышли из строя гироскопы, потерялась «Минерва», повредился один из двигателей, пропала связь с аппаратом. Однако образец грунта отобрали. Через три месяца связь восстановили, а через три года аппарат с образцом вернули на Землю.

3 декабря 2014 года с космодрома Танэгасима был запущен аппарат Hayabusа-2. Конструкция Hayabusa-2 основана на первом космическом корабле с некоторыми усовершенствованиями. Он имеет массу 610 кг. Электроэнергия вырабатывается двусторонними солнечными батареями, заряд которых запасается в одиннадцати встроенных литиево-ионных батареях. Четыре электрических ионных двигателя μ10 — один из них является резервным — используют микроволны для преобразования ксенона в плазму, которая выбрасывается из задней части двигателя. Одновременная работа трех двигателей создает тягу до 28 мН: 66 кг ксенона повышают скорость космического корабля до 2 км/c. Аппарат оснащен пятью различными камерами, устройством для отбора проб и четырьмя мобильными роботами-разведчиками.

Hayabusа-2 достиг астероида (162173) Рюгу. Свое название космический объект получил из японской сказки о рыбаке Урасима Таро, который из подводного волшебного замка властителя морской стихии дракона Рюдзина привез домой таинственную бумажную коробочку, подаренную дочерью правителя. Астероид оценивается диаметром в 0,92 км, по химическому составу определен к спектральному классу С — темным углеродистым объектам.

По результатам анализа Рюгу имеет форму сплющенного волчка с выпуклым круглым экваториальным гребнем. Его объемная плотность свидетельствует о высокой пористости внутри. Большие поверхностные валуны предполагают структуру груды породы. Анализ уклона поверхности показывает, что астероид раньше вращался со скоростью в два раза больше нынешней. Вероятно, Рюгу образовался в результате повторной аккумуляции пород, выброшенных ударом из более крупного астероида.