Опубликовано 11 июня 2020, 15:33

Представлен первый обзор всего неба от «Спектр-РГ»

Карта всего неба в галактических координатах, полученная с помощью телескопа ART-XC. Отмечены все зарегистрированные события. Для данного изображения размер исходного пикселя был увеличен в сто раз, поэтому слабые источники оказались скрыты фоном

© ИКИ РАН

Российская обсерватория «Спектр-РГ» представила первый обзор неба в рентгеновском диапазоне. За полгода телескоп смог составить карту неба в диапазоне энергий от 4 до 12 кэВ.

Обсерватория «Спектр-РГ» — совместный проект Института космических исследований и Германского центра авиации и космонавтики. 13 июля 2019 года обсерватория была запущена ракетой-носителем «Протон-М». Через 100 дней аппарат достиг точки Лагранжа L2, откуда начал проводить наблюдения.

«Спектр-РГ» имеет два рентгеновских телескопа — российский АРТ-ХС и немецкий eROSITA. Главная задача аппарата — провести съемку неба в рентгеновском диапазоне. Планируется, что обсерватория проведет в космосе около 6,5 года.

Теперь астрономы собрали воедино данные, собранные аппаратом, и представили первый обзор ночного неба в диапазоне энергий 4–12 кэВ. При этом угловое разрешение новой карты составило менее одной угловой минуты. Ранее карту неба с такой высокой четкостью исследователям удавалось получить лишь в мягком рентгеновском диапазоне (энергии ниже 2 кэВ) еще 30 лет назад.

Прошлая карта небесной сферы в диапазоне более высоких энергий ранее имела максимальное разрешение в градус. Нового результата удалось добиться благодаря не только стратегии сканирующих наблюдений, которую ученые применили на обсерватории «Спектр-РГ», но и уникальному прибору ART-XC. По словам исследователей, это первый широкоугольный зеркальный телескоп, который работает в жестком рентгене.

Теперь ученые планируют проанализировать полученную карту неба, выделить на ней отдельные источники рентгеновского излучения и исследовать их природу. По словам российских астрономов, самое главное, что в следующие 3,5 года на приборе планируется провести обзор всего неба еще семь раз. Это позволит увеличить разрешение полученной карты, разглядеть новые объекты и подробнее исследовать Вселенную.