Опубликовано 29 декабря 2016, 18:35

Планетоград обреченный: городская застройка рядом с Пулковской обсерваторией

Что мешает работать одному из старейших научных учреждений России
Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук (ГАО РАН)

© Руслан Шамуков/ТАСС

Чем грозит Пулковской обсерватории застройка близлежащей территории и постепенно приближающийся Санкт-Петербург и что можно сделать, чтобы это предотвратить, разбирался Indicator.Ru.

Что произошло?

На этой неделе в СМИ появились сообщения о согласовании планов по застройке территории, прилегающей к Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО) РАН. На расстоянии менее километра от ГАО в скором времени может начаться строительство жилых домов. Новый микрорайон в окрестностях Санкт-Петербурга общей площадью 240 гектар получит романтичное, вполне астрономическое название «Планетоград». В проект инвестировано более сотни миллиардов рублей.

Разрешение на застройку дал доктор физико-математических наук Назар Ихсанов, возглавивший обсерваторию в июне этого года, не поставив в известность ученый совет ГАО и группу по астроклиматическим исследованиям.

Для справки

Пулковская обсерватория, одна из старейших обсерваторий России, была открыта в 1839 году при Петербургской академии наук. Она находится в 19 километрах от Санкт-Петербурга в 75 метрах над уровнем моря. Обсерватория охраняется ЮНЕСКО. Наблюдения ведутся с помощью нормального астрографа, зенита-телескопа Фрайберга-Кондратьева, 26-дюймового рефрактора, Большого Пулковского радиотелескопа. Также есть наблюдательные станции на Кавказе (Кисловодск) и на Апеннинах (Кампо-Императоре).

Источник Indicator.Ru

ГАО РАН

Что говорит закон?

По распоряжению Совнаркома СССР 1945 года без разрешения ГАО запрещается возводить любые постройки в радиусе трех километров, то есть в пределах защитной парковой зоны, потому что они мешают астрономическим исследованиям. Сложившаяся ситуация говорит о том, что руководство нарушило внутренний регламент обсерватории. В беседе с корреспондентом Indicator.Ru источник, близкий к ГАО, сообщил, что директор успел подписать нужные бумаги 24 октября 2016 года, то есть за день до заседания астроклиматической группы. Тем самым он опередил события, которые запретили бы подобные действия. По словам источника, информация о случившемся дошла до ученого совета очень поздно. «Все узнали о происходящем не из внутренних актов обсерватории, а из Интернета, когда увидели, что продаются квартиры в будущих постройках. Все начали задавать вопрос "Кто это разрешил?" и нашли во внутренних актах бумагу за подписью директора, который считает, что подобный комплекс не сможет помешать научной работе», — комментирует собеседник. На основании данного документа в городских структурах, отвечающих за градостроение, выдали разрешение на строительство.

Какие трудности еще существуют?

Не секрет, что Пулковская обсерватория, расположенная относительно близко к Северной столице, находится в зоне неблагоприятного астрономического климата. Как правило, обсерватории строятся в горных районах, в местностях, отдаленных от больших городов. Наиболее точные данные можно получить только там, где воздух чистый и сухой, а небо не засвечено. По словам астрономов из ГАО, Санкт-Петербург мешает только в северной части. При этом южная сторона остается темной, поэтому наблюдения ведутся там. Теперь, когда «Планетоград» будет достроен, астрономические исследования в Пулковской обсерватории вовсе потеряют свою ценность, научная работа без наблюдений будет затруднена. Все имеющиеся телескопы, уход за которыми требует денег, можно будет отправить в утиль.

Ситуация осложнена тем, что, по словам источника, «раскол произошел внутри и так слабого общества ученых». «При бывшем врио директора, — рассказывает собеседник Indicator.Ru, — астрономы боролись очень активно, все вместе». В последнее время в ГАО начались массовые сокращения, штат уменьшился практически вдвое. Сейчас у многих людей, которые еще остаются в обсерватории, нет возможности открыто выступить против решения дирекции. «Они все запуганы тем, что могут потерять работу, — комментирует источник. — Некоторые сотрудники живут в ведомственном поселке. Оставшись без работы, они могут лишиться дома». Ученые оказались связаны по рукам и ногам.

Если за дело своевременно возьмутся городские власти и прокуратура, то не исключены судебные разбирательства. ГАО надеется на поддержку других астрономических институтов, которые пользуются результатами наблюдений обсерватории. В этой ситуации астрономам остается рассчитывать только на справедливость и поддержку местных властей и активистов общественных движений. Появилась петиция на сайте change.org, призывающая запретить стройку в охранной зоне Пулковской обсерватории.

«Она уже не столица, но качество там высокое»

Научный руководитель Специальной астрофизической обсерватории РАН Юрий Балега: «Прежде всего это исторический и культурный памятник всей нашей страны, это то, чем страна должна гордиться и что должна помнить всегда. Без этого не может быть народа и не может быть государства, если оно уничтожает память всякими застройками и всякой гадостью.

Нужна ассоциация всех астрономов, и только на основе общего решения следует вырабатывать программу Пулковской обсерватории.

Юрий Балега

Директор Специальной астрофизической обсерватории РАН

Пулковская обсерватория должна будет обязательно подготовить программу исследований на десятилетия вперед, а именно создание новых наблюдательных станций, но не в Пулкове. Кроме того, поскольку там рядом большой город с большим количеством вузов, оптической, механической промышленности, Пулково должно стать центром, в котором будет создаваться новый инструментарий для нашей страны: большие телескопы или другие инструменты. Над этим нужно работать всем астрономам страны вместе, одни пулковчане не справятся. Нужна ассоциация всех астрономов, и только на основе общего решения следует вырабатывать программу Пулковской обсерватории».

Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, доцент физического факультета МГУ: «Астроклимат никогда не был там благоприятным. Питер всегда был Питером. Но есть вещи, которые нам всегда были дороги. Самые древние наблюдения, которые в России велись, делались из Пулковской обсерватории. Очень важно продолжать их. В течение нескольких столетий на небе слабо, медленно что-то меняется. Когда у нас большая разница в эпохах, точность становится очень высокой. Это и имеют в виду, я думаю, пулковчане, когда хотят сохранить свои возможности для наблюдений. Да, это, конечно, не горный район. Это город, там аэропорт.

С другой стороны я понимаю, что цивилизация давит. Им некуда деться, приходится сдаваться. В центре Москвы находится обсерватория МГУ, и мы держимся пока, хотя тоже на нас давят. Но Пулковская намного полезнее, намного ценнее, чем наша московская. Наша юная — ей 150 лет. Пулковская когда-то называлась «астрономическая столица мира». Она уже не столица, но качество там высокое.

Внутри есть небольшой музей. Сделать бы из этого какой-то городской парк с небольшой засветкой, которая тушится на ночь. Тогда это работало бы и для города, и для науки было не очень плохо. Ставить дома — это постоянное ночное освещение, все будет залито светом. Пыль, грязь — это не очень большая беда, а ночной свет в жилых районах исключит научную работу в обсерватории. Это будет просто городской институт».

Владимир Сурдин

Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, доцент физического факультета МГУ

Печальная судьба обсерваторий

В октябре 1998 году другая обсерватория, Королевская Гринвичская, долгое время остававшаяся одной из самых старейших и значимых в мире, была закрыта из-за проблем с финансированием.

Проблемы начались еще в 1930-х годах: улицы Лондона стали более освещенными, что препятствовало работе астрономов. Обсерватория несколько раз меняла местоположение, сначала переехав в графство Сассекс, а потом в Кембридж. Сегодня Гринвичская обсерватория относится к Национальному морскому музею — в одном из ее зданий находится музей астрономических и навигационных инструментов.