Опубликовано 23 июня 2020, 15:00

Под поверхностью Плутона возможно существование океана

© Pam Engebretson

Астрономы из Калифорнийского университета в Санта-Крузе показали, что аккреция вещества во время формирования Плутона могла произвести достаточно тепла, чтобы создать жидкий океан, который сохранился под ледяной корой до сих пор, несмотря на удаленность карликовой планеты от Солнца. Статья ученых опубликована в журнале Nature Geoscience.

Ранее исследователи предполагали, что такой сценарий зарождения Плутона возможен и, согласно ему, под поверхностью планеты может существовать океан. Однако только сейчас ученым удалось обработать изображения поверхности Плутона, полученные с помощью аппарата NASA New Horizons. Полученная из снимков информация подтверждает теорию «горячего старта», предсказанную ранее различными моделями.

Из-за того что при замерзании объем воды увеличивается, а при таянии, наоборот, уменьшается, при «холодном» и «горячем» формировании небесного тела будут наблюдаться различные особенности тектоники и строения коры. В случае «холодного» сценария исследователи увидели бы на поверхности Плутона особенности рельефа, указывающие на сжатие его коры.

Однако астрономы, обрабатывая снимки, обнаружили множество элементов рельефа, показывающих, наоборот, растяжение его коры. По их словам, эти данные наиболее хорошо согласуются со сценарием «горячего» формирования Плутона. А это, в свою очередь, означает, что на сегодняшний день под поверхностью карликовой планеты может существовать океан.

Следующий вопрос заключался в том, откуда взялась энергия, которая дала Плутону возможность для «горячего» сценария. Двумя основными источниками энергии будут тепло, выделяемое в результате распада радиоактивных элементов в горных породах, и тепловая энергия, выделяющаяся в результате аккреции нового материала на протопланетной стадии.

Расчеты исследователей показали, что, если бы вся гравитационная энергия выделилась в виде тепла, ее точно хватило бы для создания жидкого океана под поверхностью Плутона. На практике, однако, большая часть этой энергии будет излучаться поверхностью, особенно если аккреция происходит медленно. Исследователи подсчитали, что если бы Плутон сформировался менее чем за 30 000 лет, тогда «горячий» сценарий был бы реален. Если бы аккреция происходила в течение нескольких миллионов лет, этот вариант был бы возможен только в том случае, если бы глубоко под поверхностью происходило выделение больших количеств энергии благодаря взрывным событиям.

Результаты исследования предполагают, что другие крупные объекты пояса Койпера, вероятно, также возникли по «горячему» сценарию и могли иметь океаны. Эти океаны могли сохраниться и по сей день в самых крупных объектах, таких как карликовые планеты Эрида и Макемаке.