Опубликовано 26 мая 2017, 18:23

Астрономы потеряли звезду и решили, что она стала черной дырой

© NASA, ESA, and C. Kochanek (OSU)

В рамках проекта по поиску сверхновых астрономы заметили исчезновение массивной звезды N6946-BH1. Только данные с одного наземного и двух космических телескопов убедили ученых, что они не ошиблись и светило действительно пропало. Основной гипотезой является превращение звезды в черную дыру посредством несостоявшейся сверхновой. Статья с результатами опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы исследовали небо с целью исследования сверхновых. Среди наблюдаемых объектов была галактика NGC 6946, также известная как галактика Фейерверк благодаря большому количеству обнаруженных там сверхновых. Она находится на расстоянии примерно 5,5 мегапарсек. В 2009 году энерговыделение звезды N6946-BH1 увеличилось и превысило миллион светимостей Солнца. Однако затем звезда стала тускнеть и к 2015 году перестала быть видна.

Тогда ученые направили на это место два космических телескопа: оптический Hubble и инфракрасный Spitzer. Однако поиски не принесли результата, не было обнаружено даже инфракрасного свечения облака пыли, за которым звезда могла скрыться. Ученые пришли к выводу, что звезда массой в 25 Солнц вместо того, чтобы взорваться яркой сверхновой, почему-то превратилась в черную дыру без взрывного события.

«Принятая точка зрения состоит в том, что звезда можно превратиться в черную дыру только после стадии сверхновой, — поясняет Кристофер Кочанек, профессор астрономии в Университете штата Огайо. — Если звезда может миновать сверхновую и все равно превратиться в черную дыру, то это объяснит, почему мы не видим взрывов большинства массивных звезд». Пока рано делать окончательные выводы ввиду небольшой статистики, но предварительные оценки говорят, что таким образом существование могут заканчивать до 30% массивных звезд.