Опубликовано 03 декабря 2019, 20:20

Выяснены процессы образования звезд в дисках галактик

© Bill Saxton/NRAO/AUI/NSF

Сотрудники Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ изучили распространение звездообразования в галактических дисках различных типов и нашли связь между возрастом звездного скопления и расстоянием до ближайшей области ионизированного водорода. Результаты нового исследования позволят предсказать, где и когда произойдут вспышки звездообразования в галактиках в будущем. Работа исследователей опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Исследование процессов звездообразования важно для понимания процессов и физических явлений в межзвездной среде. Главную роль в ее динамике играет турбулентность. Но в новой работе российских астрономов показано, что в возмущенных несимметричных дисках галактик на всех масштабах пространства, а в правильных симметричных — на относительно малых масштабах заметный вклад вносят и другие физические процессы, такие как звездные ветры и вспышки сверхновых.

Ученые из ГАИШ МГУ — Александр Гусев и Елена Шимановская — провели исследование таких дисков, применив новый метод определения скоростей и направлений распространения волны звездообразования. Для этого они измеряли расстояния между молодыми звездными скоплениями и ближайшими к ним областями ионизированного водорода. Часть наблюдений была получена на новом телескопе Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ.

Астрономы обнаружили зависимость возраста звездного скопления от расстояния до ближайшей области ионизированного водорода. Средний возраст звездных скоплений растет с увеличением расстояния до области ионизированного водорода согласно степенному закону. При этом показатель степени оказывается равен 1–1,2 для расстояний 40–200 пк и равен 0,4–0,9 на расстояниях 100–500 пк в галактиках с симметричной морфологией.

У галактик с асимметричной структурой диска ученые выявили более сложную и резкую зависимость (показатель степени 1,2 при расстояниях от 40 до 500 пк). Результаты работы подтверждают выводы предыдущих исследований о ведущей роли турбулентности в распространении звездообразования в пространственных масштабах до 500 пк и во временных масштабах до 300 млн лет. На меньших масштабах важную роль кроме турбулентности играют другие физические процессы — звездные ветры и взрывы сверхновых. В масштабе звездных ассоциаций (100–200 пк и менее) скорость распространения звездообразования оказалась почти постоянна и обычно не превышала нескольких километров в секунду.

Дальнейшие исследования позволят астрономам предсказывать, где и когда произойдут вспышки звездообразования в галактиках в будущем.