Астрономия

Расширение Вселенной оценили с помощью линзирования квазаров

Эффект гравитационного линзирования заснятый при помощи космического телескопа Hubble

K. Sharon/E. Ofek/ESA/NASA

Астрофизики в течение нескольких лет следили за квазаром, у которого из-за эффекта гравитационного линзирования наблюдается второе изображение. Детальное исследование задержки между изображениями позволило независимо от других методов оценить скорость расширения Вселенной. Результаты опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Последние годы наблюдается все более серьезное расхождение между оценками темпа расширения Вселенной, сделанными разными методами. С одной стороны, количественно оценить эту скорость, которая описывается постоянной Хаббла, можно, анализируя реликтовое излучение — самые древние фотоны, которые моложе самой Вселенной всего на 380 000 лет. В результате получается значение постоянной Хаббла около 68 км/с/МПк. С другой стороны, существует метод стандартных свеч, который позволяет оценить расширение Вселенной при наблюдении объектов известной светимости на разных расстояниях. Полученное другим методом значение постоянной Хаббла – около 73 км/с/МПк.

Астрофизики постоянно стараются придумать новые методы, как можно более независимые от используемых в первых двух предположений. Одним из них является наблюдение линзированных квазаров — ярких центральных объектов в активных ядрах галактик. Если между наблюдателем и квазаром находится другое достаточно массивное тело, например галактика, то излучение квазара может быть искажено эффектом гравитационного линзирования, в результате чего будет наблюдаться несколько изображений объекта. Свет этих изображений будет двигаться по разным траекториям, из-за чего изменения в активности квазара будут достигать Земли в разное время. Это позволяет независимым методом восстановить расстояние до квазара, а измерив его красное смещение, также оценить постоянную Хаббла.

Двойное изображение квазара, заснятое при помощи космического телескопа Hubble

NASA Hubble Space Telescope, Tommaso Treu/UCLA

В новой работе ученые из международной коллаборации H0liCOW представили результаты детальных наблюдений квазара SDSS J1206+4332. Используя информацию только об этом объекте, авторы получили значение 68.8 км/с/МПк. Однако, объединив данные с тремя другими линзированными квазарами, получилось 72.5 км/с/МПк. Таким образом общие результаты подтверждают полученные методом стандартных свеч оценки и не подтверждают анализ реликтового излучения. При этом авторы отмечают, что их метод независим от обоих других.