Опубликовано 22 августа 2019, 17:11

Российского робота FEDOR запустили в космос

Антропоморфный робот FEDOR

© Роскосмос/ТАСС

В 6:38 мск с космодрома Байконур в рамках тестового запуска стартовал корабль «Союз МС-14» с человекоподобным роботом FEDOR на борту. Аппарат проведет 10 дней на борту Международной космической станции.

У робота ростом 1,8 м и весом 160 кг есть учетные записи Instagram и Twitter с сообщениями о том, что он изучает новые навыки — такие как, к примеру, открытие бутылки воды. На станции он будет испытывать эти способности в условиях микрогравитации.

Федор копирует движения человека — ключевой навык, который позволяет ему удаленно помогать астронавтам или даже людям на Земле выполнять задачи, в то время как люди привязаны к экзоскелету. Такие роботы, по словам директора по перспективным программам и науке Роскосмоса Александра Блошенко, в конечном итоге будут проводить опасные операции, такие как космические прогулки.

«У Skybot F-850 есть три различных режима работы. Первый — полностью автономный режим, когда он действует по заданной программе и с использованием искусственного интеллекта сам выстраивает свои действия так, чтобы решить какую-то задачу, — движется, производит необходимые манипуляции. Например, может управлять автомобилем, закручивать гайки, забивать гвозди. Второй вариант — это выполнение программы с корректировкой оператора. И третий, режим копирования, так называемый "аватар". На оператора надевают копирующее устройство в виде специального костюма и очки виртуальной реальности. И робот просто дублирует каждое движение оператора» , — рассказал Блошенко в интервью «Российской газете».

На борту робот будет выполнять задачи под руководством российского космонавта Александра Скворцова, который прилетел на МКС в июле и будет носить экзоскелет и очки дополненной реальности в серии экспериментов в конце этого месяца. Поскольку Федор не обучен захватывать ручки космической станции, чтобы передвигаться в условиях микрогравитации, его ноги будут обездвижены на МКС.

Федор не первый робот, отправляющийся в космос. В 2011 году NASA запустило в космос Robonaut 2 — гуманоидного робота, разработанного вместе с General Motors, который имел аналогичную цель работы в условиях высокого риска. Он был доставлен обратно на Землю в 2018 году после возникновения технических проблем. В 2013 году Япония отправила маленького робота по имени Киробо (キロボ) вместе с первым японским космическим командиром МКС. Разработанный совместно с Toyota, он мог вести разговоры, но только на японском языке.