Опубликовано 14 апреля 2020, 12:42

Зафиксирована самая яркая известная сверхновая

© New Scientist/Twitter

Астрономы из Великобритании и США обнаружили вспышку сверхновой, которая по меньшей мере в два раза ярче и энергичнее всех, что были найдены на сегодняшний день. Ученые предполагают также, что произведшая ее звезда намного массивнее даже многих объектов, которые еще не найдены. Статья о событии опубликована в журнале Nature Astronomy.

Новое событие, получившее наименование SN2016aps, представляет собой чрезвычайно редкую парно-нестабильную сверхновую. До сих пор астрономы находили только четыре кандидата для этого вида астрономических событий, но SN2016aps превосходит их всех по яркости. Обычно при событиях подобного типа энергия излучения составляет не более 1% от общей энергии взрыва, но излучение от SN2016aps оказалось в пять раз интенсивнее, чем у стандартных сверхновых. Это и обуславливает ее невероятную яркость на ночном небе.

Яркость вспышки была такой высокой, что на значительное время она даже затмила галактику, в которой находится. Подробно исследовав спектр света от сверхновой, астрономы пришли к выводу, что ее взрыв был вызван столкновением между сверхновой и оболочкой газа, которая скопилась перед высокоэнергетичным событием. Группа исследователей наблюдала сверхновую в течение двух лет, пока ее яркость не уменьшилась до 1% от максимума. Используя эти измерения, астрономы вычислили, что масса сверхновой находится в интервале от 50 до 100 солнечных, тогда как обычно такие объекты содержат 8–15 масс Солнца.

«Звезды с чрезвычайно большой массой подвергаются сильным пульсациям перед своей смертью, в результате чего их газовая оболочка вылетает наружу. Это может быть вызвано процессом, называемым парной нестабильностью, который был предметом споров в научной среде в течение последних 50 лет, — говорит один из исследователей, сотрудник Бирмингемского университета Мэтт Николл. — Если повезет, при взрыве сверхновой высвободится поток энергии, который затем догонит убегающую газовую оболочку и столкнется с ней, вызвав еще более мощное взрывное событие. Мы считаем, что SN2016aps — один из самых убедительных кандидатов на парно-нестабильную сверхновую и, вероятно, один из самых массивных во Вселенной».

Кроме масштабности события, ученые нашли у него еще одну странность. Потоки газа от звезды, спектры которых зафиксировали астрономы, содержали в основном водород. Но согласно расчетам, такая массивная звезда должна была потерять весь водород благодаря звездным ветрам задолго до начала ее пульсаций. Одно из объяснений состоит в том, что две чуть менее массивные звезды массой примерно 60 солнечных слились до взрыва. Звезды с меньшей массой могут дольше удерживают водород в оболочках, в то время как их общая масса достаточно высока, чтобы вызвать парную нестабильность.