Опубликовано 08 ноября 2018, 19:10

Солнце разминировало вьетнамский порт

© NASA

Наиболее вероятной причиной внезапного подрыва десятков морских мин, установленных американцами во время Вьетнамской войны, ученые назвали мощную вспышку на Солнце, которая произошла в августе 1972 года. Исследователи уже знали о негативных последствиях этого события для энергетических и телекоммуникационных сетей, но благодаря рассекреченной информации появились новые данные. Результаты анализа опубликованы в журнале Space Weather.

4 августа 1972 года военный самолет ВМС США заметил, что в районе вьетнамского порта Хон Ла в течение одной минуты взорвались более 20 подводных мин и несколько десятков грязевых пятен на поверхности воды неподалеку. Заряды были установлены там в рамках операции «Карманные деньги», которая была направлена против основных портов Северного Вьетнама. Никакой очевидной причины самоподрыва такого количества мин не было. Из недавно рассекреченных документов становится ясно: военные заподозрили, что самоподрыв мин связан с мощной вспышкой на Солнце, которая произошла несколькими днями ранее.

В первые дни августа 1972 года на Солнце произошла серия вспышек, что стало одним из наиболее интенсивных проявлений солнечной активности за всю историю наблюдений. В результате звезда испустила большое количество высокоэнергетического излучения, а также поток массивных заряженных частиц. Самым мощным всплеском стала вспышка высшего X-класса 4 августа, из-за которой выброшенное из солнечной короны вещество достигло Земли за рекордные 14,6 часа, в то время как солнечный ветер от спокойного светила обычно двигается до нас в течение двух-трех дней.

Сопоставив все имеющиеся данные, авторы новой работы приходят к выводу, что военные были правы, и мины действительно взорвались из-за воздействия Солнца. Это произошло из-за того, что у мин были магнитные детонаторы, реагирующие на изменение магнитного поля, например, от проплывающих металлических судов. Солнечная вспышка 1972 года настолько повлияла на магнитосферу Земли, что детонаторы сработали на нее.

Однако остается много вопросов. Главный из них заключается в том, что по Dst-индексу геомагнитной активности, который описывает возмущение магнитного поля Земли, эта вспышка была далеко не рекордной: в 2015 году магнитосфера ощутила примерно в три раза более сильное воздействие, в 2003-м — в два раза. Эти данные показывают, что такие события устроены достаточно сложно, и не нужно оценивать их при помощи только одного параметра.