Опубликовано 07 сентября 2017, 14:00

Физик: влияние вспышки на Солнце на ДТП — это глупости

Вспышка на Солнце

6 сентября на Солнце произошли две вспышки, мощность одной из которых оказалась рекордной за последние 12 лет. Российские СМИ со ссылкой на научного сотрудника Пулковской обсерватории сообщили, что ввиду вспышки рекомендуется воздержаться от поездок на автомобиле, погружений на подводных лодках и перелетов, однако ученый из Физического института имени П.П. Лебедева Российской академии наук (ФИАН) отрицает связь солнечной активности с аварийными ситуациями.

«Меньше всего хотелось бы вступать в спор с научным сотрудником, но тем не менее это глупости. Дело в том, что жесткое излучение от вспышек полностью тормозится в атмосфере Земли, — прокомментировал доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник лаборатории «Рентгеновская астрономия солнца» ФИАН Сергей Богачев. — Воздух практически не пропускает рентгеновское излучение, и высота, до которой доходит излучение, вызванное вспышками на Солнце, — примерно 30 километров. Самолеты же летают на высотах порядка 11 километров, что существенно ниже этого порога. Воздействию рентгеновского излучения могут подвергнуться аппараты, летающие выше 30 километров. Иначе говоря, на самолетах летать не опасно, а плавать на подводных лодках и подавно».

Ученый рассказал, что прямого воздействия от вспышек на человека быть не может, так как планета и ее обитатели защищены магнитным полем, но возможны воздействия косвенных факторов. «Когда атмосфера Земли, защищая людей, принимает на себя эти удары, она приходит в возмущенное состояние: возникают колебания магнитного поля, начинают светиться верхние слои атмосферы, возникают магнитные бури и полярные сияния. Эти вторичные факторы сопровождают вспышки и, учитывая масштаб события, будут наблюдаться ближайшие 2-3 дня. Уже вышли прогнозы на ближайшие три дня, и, согласно им, магнитное поле Земли будет находиться в возмущенном состоянии», — добавил Богачев.

Физик воздержался от оценки воздействия солнечной вспышки непосредственно на здоровье человека, но предположил, что группа людей, которые называют себя метеочувствительными и считают, что реагируют на перепады давления, могут почувствовать колебания магнитного поля. «Про технику я могу говорить более объективно. Колебания магнитного поля, происходящие в результате солнечной активности, довольно слабые. Если положить на стол компас, его стрелка не начнет биться. При этом колебания носят планетарный характер, то есть суммарная амплитуда колебаний огромна. Считается, что за счет планетарного масштаба и колоссальной энергии колебания влияют на глобальные сети, например электроснабжение, где возникают избыточные токи. Такого рода сети испытывают дополнительную нагрузку, и есть некоторые сообщения в истории, о правдивости которых не могу судить, о случаях выхода электросетей из строя. Безусловно, все это влияет и на беспроводную связь, на спутниковую связь и на связь, которая использует отражение ионосферы Земли, поскольку свойства ионосферы меняются при солнечных вспышках. Эти эффекты провожают каждую солнечную вспышку, и, видимо, последняя вспышка не станет исключением из правил», — заключил Богачев.