Опубликовано 08 июля 2019, 15:35

Астрономы определили состав атмосферы суперземли Gliese 3470 b

© D. Player/NASA/ESA

Исследователи впервые изучили химический состав атмосферы планеты-суперземли. Она у Gliese 3470 b оказалась нетрадиционной — тонкой и состоящей из гелия и водорода, сообщается на официальном сайте NASA.

Если масса планеты превышает массу Земли, но меньше массы газовых гигантов, то ее причисляют к классу суперземель. Порядка 80% вновь открываемых экзопланет относят к этому диапазону. Термин, однако, отражает только массу планеты и ничего не говорит об условиях на поверхности и обитаемости небесного тела. Планеты земной группы и газовые гиганты различаются механизмами формирования, а также составом ядра и атмосферы. Вопросы химического состава и механизма формирования суперземель до сих пор оставались открыты.

Gliese 3470 b — экзопланета весом в 14 масс Земли, чей радиус в 4,3 раза больше, чем у нашей планеты, и которая вращается на расстоянии около 100 световых лет от Солнца.

Астрономы подробно рассмотрели атмосферу Gliese 3470 b — впервые для такой планеты этого класса. Ранее исследователи из Токийского университета предположили, что воздух состоит из водорода и гелия, а его масса составит 5–20% от общей массы планеты.

Данные, полученные с помощью космических телескопов NASA Hubble и Spitzer, позволили астрономам проверить гипотезу. Исследователи измерили частоты излучения Gliese 3470 b, когда экзопланета проходила перед звездой и позади нее. Сравнив спектры, ученые определили элементы, из которых состоит атмосфера суперземли. Выяснилось, что атмосфера Gliese 3470 b по большей части состоит из водорода и гелия, однако относительно тонкая, что напоминает таковую у Солнца, которое на 73% состоит из водорода. Кроме того, анализ показал, что внутри планеты огромное скалистое ядро.

Gliese 3470 b сформировался близко к звезде на том самом месте, где она вращается сегодня. Это позволяет предположить, как планета сформировала столь нетрадиционную атмосферу. Вероятно, вначале Gliese 3470 b формировалась как крошечный каменистый объект в центре протопланетного диска примерно в то же время, что и ее звезда. Когда это происходит, планеты, как правило, превращаются в газовые гиганты. Однако Gliese 3470 b оставалась относительно небольшой. Возможно, газовый диск рассеялся до того, как планета смогла набрать массу.