Опубликовано 15 мая 2017, 20:10

Российские физики описали трансформацию спектров блазаров

Иллюстрация блазара

© NASA

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносова составили описание экспериментальных данных по трансформации спектров блазаров — компактных квазаров — в объеме Метагалактики. Такие квазизвездные радиоисточники являются одними из самых ярких в видимой Вселенной. Результаты работы ученых находятся в печати в журнале Astronomy and Astrophysics.

«Вторичные гамма-кванты электромагнитных каскадов могут вносить существенный вклад в наблюдаемую эмиссию (испускание ими электронов, — прим. Indicator.Ru) экстремальных блазаров в области высоких (>100 МэВ) и очень высоких (>100 ГэВ) энергий. Наличие каскадной компоненты в наблюдаемых спектрах может создавать фон для поиска процесса осцилляций фотонов в аксионоподобных частицах (ALP). Обнаруженный эффект необходимо учитывать при поиске процесса осцилляций фотонов в аксионоподобных частицах (ALP), если используются наблюдения внегалактических источников с жестким спектром», — рассказал Тимур Джатдоев, автор статьи, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных исследований взаимодействия и переноса излучений в различных средах отдела космических наук Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ.

Расчеты были проведены методом полного статистического моделирования — методом Монте-Карло. Ученые заключили, что для качественного описания экспериментальных данных по трансформации спектров блазаров в объеме Метагалактики в настоящее время достаточно учитывать только три процесса: адиабатические потери (красное смещение), процесс образования пар первичными фотонами и обратное комптоновское рассеяние вторичных электронов и позитронов.

«Эти результаты важны для гамма-астрономии, космологии и физики частиц. Например, магнитные поля в ранней Вселенной могли взаимодействовать с магнитными монополями, а нейтрино могли проявлять электромагнитные свойства», — прокомментировал ученый.