Опубликовано 06 ноября 2018, 14:41

Спутники Млечного Пути сталкивались в прошлом

Большое и Малое Магеллановы Облака

© V. Belokurov, A. Mellinger/ESO

Изучая движения отдельных ярких звезд, астрономы выяснили, что два наиболее известных спутника Млечного Пути, Большое и Малое Магеллановы Облака, сталкивались в относительно недавнем прошлом. Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

Млечный Путь является крупной спиральной галактикой, окруженной десятками небольших спутников. Два наиболее ярких из них называются Большим и Малым Магеллановыми Облаками (БМО и ММО), и они хорошо различимы в ясную погоду на небе Южного полушария. Они относятся к карликовым галактикам и расположены на расстоянии около 50—60 килопарсек от нас.

В новой работе ученые использовали данные астрометрического телескопа Gaia для определения параметров движения 315 быстро движущихся ярких звезд, не принадлежащих каким-либо скоплениям, в ММО. Большинство из них расположено в центральной части галактики, но некоторые находятся в асимметричной части, вытянутой в сторону БМО. После учета общего движения ММО оказалось, что звезды в этой асимметричной части совместно движутся в сторону БМО со скоростью около 64 км/с, что сильно отличает их от светил в других областях.

Проведенные компьютерные моделирования показали, что эти данные можно объяснить предположением, что спутники Млечного Пути сталкивались около 100–200 миллионов лет назад, что является малым временем на галактических масштабах. Известны два явления, способных придать столь большие скорости звездам: близкие вспышки сверхновых и гравитационное взаимодействие с другими крупными телами. Результаты исследования показывают, что в случае ММО второе явление ответственно за большинство наиболее быстрых звезд.