Опубликовано 19 августа 2020, 10:01

Сверхновую обвинили в массовом вымирании

Взрыв сверхновой в представлении художника

© Aaron Geller/Northwestern University

Ученые из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне проанализировали, как менялись условия на Земле в период девонского вымирания. Ученые нашли свидетельство того, что его мог вызвать взрыв сверхновой. Статья исследователей опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Девонское вымирание — одно из пяти крупнейших в истории Земли. Оно произошло на границе девонского и каменноугольного периодов 359 миллионов лет назад и стерло с лица Земли 19% семейств и 50% родов представителей флоры и фауны. Авторы нового исследования выбрали именно это великое вымирание из-за найденных палеонтологами спор растений того периода, которые были сожжены ультрафиолетовым излучением.

Ультрафиолетовое излучение поступает от звезд и при достаточной интенсивности может убивать как растения, так и животных. Землю от этого вида лучей защищает озоновый слой. Но достаточно мощный поток ультрафиолета может «смести» его и облучить практически всю поверхность планеты.

Астрономы в новой работе выяснили, что в то время озоновый слой Земли серьезно истощился. Тогда авторы провели расчеты и показали, что ни удары метеоритов, ни вспышки на Солнце, ни гамма-всплески не могли вызвать такое явление. Для этого было необходимо достаточно длительное воздействие.

Под это описание подходил взрыв сверхновой. При этом звезда источает поток интенсивного излучения различных диапазонов, в том числе гамма- и ультрафиолетового. Планета может подвергаться его воздействию несколько дней, а оставшиеся в Солнечной системе остатки вспышки могут подвергать Землю иррадиации на протяжении 100 тысяч лет.

Ископаемые свидетельства говорят о том, что приведшее к событию вымирания снижение биоразнообразия на границе девона длилось на протяжении 300 тысяч лет. Это может свидетельствовать о нескольких катастрофических событиях, возможно - о нескольких взрывах сверхновых.

Согласно исследователям, если эта гипотеза верна, то в породах и окаменелостях, отложившихся во время вымирания, должны найтись радиоактивные изотопы плутоний-244 и самарий-146. Ни один из них не встречается сегодня на Земле в естественных условиях, и единственный вариант их возникновения — взрыв сверхновой. Поэтому теперь исследовательская группа намерена найти эти радиоактивные элементы в толще пород на границе девона и карбона, чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.