Опубликовано 02 марта 2020, 19:06

Необычные свойства белого карлика объяснили его происхождением

© CoconutScienceLab/YouTube

Массивный белый карлик с уникальной — богатой углеродом — атмосферой может быть продуктом слияния двух объектов того же класса. К такому выводу пришли астрофизики из Уорикского университета и Национального университета Ла-Платы, чья статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Белые карлики — это остатки звезд, подобных нашему Солнцу, которые сожгли все свое топливо и сбросили внешние слои. Большинство из них относительно легкие — примерно в два раза меньше Солнца. Но обнаруженный астрономами на расстоянии в 150 световых лет объект под названием WDJ0551+4135 имеет массу в 1,14 солнечных, что очень необычно для белого карлика.

Открытие звезды удалось сделать с помощью космического телескопа Gaia Европейского космического агентства. Чтобы понять причину такой необычайно высокой массы WDJ0551+4135, ученые проанализировали самые большие из известных белых карликов. Но ни у одного из них не были обнаружены похожие показатели, включая спектр излучения. Также оказалось, что WDJ0551+4135 движется быстрее, чем 99% найденных на сегодняшний день белых карликов. А это значит, что он должен быть намного старше, чем кажется на первый взгляд.

У открытого объекта исследователи обнаружили необычную атмосферу, состоящую из водорода и углерода. Обычно оболочки таких звезд состоят из водорода, водорода с гелием или гелия с углеродом. Но такого сочетания химических элементам астрономам не удавалось обнаруживать еще ни разу. Единственным разумным объяснением этому факту оказалось слияние двух белых карликов в одну звезду.

Теория авторов состоит в том, что, когда одна звезда в двойной системе в конце своей жизни расширяется, она будет «огибать» своего партнера, сближаясь с ним, в то время как последний будет сжиматься. То же самое произойдет, когда расширится другая звезда. В течение миллиардов лет излучение гравитационных волн будет сжимать орбиту еще больше, до такой степени, что звезды в конечном итоге сольются вместе.

Хотя слияния белых карликов были неоднократно предсказаны, именно такой процесс остается очень необычным явлением. Большинство слияний в нашей Галактике происходит между звездами с разными массами, но в зафиксированном астрономами случае в белый карлик переходят почти одинаковые в этом отношении звезды. Также новое открытие позволит понять, насколько большим может быть белый карлик, ведь принято считать, что при массах такой звезды более 1,4 солнечной он должен превратиться в сверхновую.

Поскольку процесс слияния перезапускает охлаждение звезды, трудно определить, сколько ей лет. Слияние этих белых карликов, вероятно, произошло около 1,3 миллиарда лет назад, но сами они, возможно, существовали в течение многих миллиардов лет до этого.