Опубликовано 02 июля 2019, 18:25

Астрономы зафиксировали ток холодного газа от туманности к квазару

Квазар в представлении художника

© M. Kornmesser/ESO

Наблюдения спектральной камеры Keck Cosmic Web Imager (KCWI) в Обсерватории Кека на Гавайях показали, как фибриллы холодного газа спирально впадают в молодые галактики, подавая топливо для звезд. Результаты исследования были опубликованы на страницах Nature Astronomy.

Галактики растут, накапливая газ из окружающей среды и превращая его в звезды. В течение многих лет астрономы спорили, как именно газ попадает в центр галактик. Существует два теоретически возможных основных способа аккреции — приращения массы небесного тела путем гравитационного притяжения материи. В первом случае гало темной материи притягивает газ для формирования галактик горячим потоком, во втором — холодным. В одном варианте газ сильно нагревается при столкновении с окружающим горячим материалом, в другом — оставаясь относительно холодным, он течет к центру гало вдоль филаментов.

«Современная теория предполагает, что ответ — это смесь обоих способов. Но доказательство второго — способа холодных газовых потоков — оставалось проблемой до сих пор», — поясняет один из соавторов исследования Донал О'Салливан, аспирант профессора Кристофера Мартина из Калифорнийского технологического института.

В 2017 году Мартин и его команда применили камеру спектральной визуализации KCWI, чтобы собрать данные о двух квазарах (одних из самых ярких астрономических объектов) — UM 287 и CSO 38. Рядом с каждым из двух квазаров находится гигантская туманность, вещество которой поглощает квазар. Из предыдущих наблюдений уже было известно, что газ туманностей вращается. Анализируя излучение водорода в туманностях, ученые смогли рассчитать скорость газа. А благодаря чувствительности и разрешению KCWI ученые смогли увидеть, как газ формирует фибриллы — структуры, похожие на лепестки.

Полученные данные — лучшее на сегодня доказательство модели формирования галактики холодным потоком газа. Газ постепенно охлаждается, обеспечивая стабильную, но медленную подачу топлива для звезд.