Опубликовано 29 июля 2019, 18:28

У близлежащей звезды открыли три экзопланеты

© NASA

Транзитный космический телескоп TESS обнаружил три новых планеты вокруг близкой к Солнечной системе звезды TOI-270 — одну скалистую суперземлю и два газовых «субнептуна». Статья, посвященная наблюдениям, была опубликована в журнале Nature Astronomy.

Комический телескоп TESS, запущенный в 2018 году ракетой Falcon 9 компании Илона Маска SpaceX, ищет экзопланеты транзитным методом. За два года TESS должен исследовать самые яркие звезды близ Земли. Миссию возглавляют исследователи из Массачусетского технологического университета, управляет ей Центр космических полетов имени Годдарда. Всего в ней участвуют более десятка университетов, исследовательских институтов и обсерваторий по всему миру. Астрофизики предполагают, что миссия откроет порядка 20 тысяч экзопланет. Для исследований TESS несет массив широкоугольных камер и покрывает диапазон в 85% неба. Он позволяет изучать массу, размер, плотность и орбиту в том числе скалистых планет в обитаемых зонах их звезд-хозяев.

В эот раз телескоп обнаружил три небольшие планеты, вращающиеся вокруг одной из самых ярких и самых близких к Земле звезд — UCAC4 191-004642, иначе называемеой TOI-270 (TESS Object of Interest). Красный карлик М-типа находится от нас в 73 световых годах в созвездии Живописец. Это достаточно «тихая» звезда, небольшое количество вспышек на которой позволяет ученым наблюдать за ней и ее планетами.

Одна из планет — TOI-270b — скалистая суперземля в 1,25 радиуса и в 1,9 массы нашей планеты, вращающася на орбите в 13 раз меньшей, чем у Меркурия. По предположениям ученых, температура на ней может превышать 254 °C. TOI-270 c и TOI-270 d — газообразные субнептуны с радиусами 2,42 и 2,13 от земного соответственно, находящиеся в зоне приливного захвата звезды. Примечательно, что равновесная температура внешней планеты составляет 67 °C и лежит в пределах нормы для экстремофильных организмов.

«TOI-270 cкоро позволит нам изучить это «недостающее звено» между скалистыми планетами наподобие Земли и газовыми гигантами, так как в этой системе сформировались планеты всех этих типов», - отметил постдок MIT Максимилиан Гюнтер.

Последующие наблюдения за системой запланированы на следующий год, когда ожидается запуск космического телескопа James Webb, который сможет измерить состав атмосфер планет TOI-270 по кислороду, водороду и окиси углерода. Наблюдения позволят определить, была ли когда-либо на этих экзопланетах вода. И если да, то имеет ли хотя бы одна из планет условия, подходящие для жизни, какой мы ее знаем.