Опубликовано 13 ноября 2018, 19:39

На окраине Млечного Пути нашли «гигантского карлика»

© Kevin Gill/Flickr

Данные космического телескопа Gaia позволили обнаружить новую карликовую галактику — спутник Млечного Пути. Этот объект ускользал от внимания астрономов, так как расположен прямо за диском нашей звездной системы. Тем не менее его размер весьма велик для такого типа тел, из-за чего авторы называют его гигантским. Результаты изложены в препринте на сервере arXiv.org.

Млечный Путь — достаточно крупный объект среди галактик. Хотя существуют галактики намного больше его, но значительная их часть существенно меньше. Астрономы называют такие галактики карликовыми. Многие из них образовались в ранней Вселенной, поэтому их звездное население старое и маломассивное, там почти нет свободного газа, а металличность (содержание всех элементов тяжелее гелия) невелика.

Новый объект, получивший благодаря созвездию Насоса (Antlia) название Ant 2, простирается примерно на три килопарсека, что немного меньше диаметра Большого Магелланова облака (БМО) — другого спутника Млечного Пути. Некоторые исследователи относят его к карликовым, а некоторые — к полноценным галактикам. По сравнению с БМО Ant 2 исключительно тусклая и светит в 10 тысяч раз слабее, хотя она всего в 2,6 раза дальше. В связи с этим астрономы считают Ant 2 очень необычным объектом, так как она либо слишком велика для своей светимости, либо слишком тускла для своего размера.

Открытие стало возможным благодаря астрометрическому космическому телескопу Gaia, который точно измеряет положение, яркость и собственные движения огромного количества звезд. Сейчас в его каталогах есть данные о 1,7 миллиарда светил, что примерно соответствует 1% всех звезд Млечного Пути. Авторы новой работы искали переменные звезды типа RR Лиры. Это старые и низкометалличные звезды, типичные объекты карликовых галактик, а характерный период изменения яркости в полдня позволяет искать их в базах данных.

Астрономы пока не могут объяснить происхождение Ant 2. Ее близкое расположение к Млечному Пути говорит о сильном взаимодействии, в результате которого карлик должен был лишаться звезд и стать меньше, но никак не вырасти. Его происхождение можно объяснить еще и тем, что этот объект сформировался сразу большим. В любом случае, современные модели образования галактик не предполагали возникновения тел с подобной комбинацией параметров.