Опубликовано 27 марта 2020, 10:16

Voyager 2 мог пролететь через плазмоид Урана

Снимки Урана, полученные Voyager 2

© NASA/JPL/Reuters

Проанализировав собранные 34 года назад аппаратом Voyager 2 данные, астрономы из Центра космических полетов Годдарда NASA пришли к выводу, что он мог пролететь через единственный в своем роде «магнитный» пузырь, окружающий Уран, и получить уникальные сведения о его параметрах. Эти измерения можно использовать для последующего анализа других магнитных сред планет Солнечной системы. Результаты своей работы авторы представили в статье журнала Geophysical Research Letters.

Voyager 2 пролетел мимо Урана в конце января 1986 года. Собранные аппаратом данные позволили выявить у планеты 11 новых лун и зафиксировать температуру на ней, которая оказалась равна -214 °C. Казалось, что астрономы «выжали» все что можно из полученных аппаратом измерений.

Все планеты в той или иной степени теряют свою атмосферу. Ее молекулы улетучиваются в космос из-за различных факторов — из-за набора энергии согласно распределению Больцмана или благодаря солнечному ветру. Это характерно даже для таких гигантов, как Юпитер и Уран. Магнитное поле планет может помешать этому, притягивая отдаляющийся газ обратно. Но с другой стороны, оно может способствовать и бегству атмосферы, создавая гигантские магнитные «пузыри».

Сам по себе Уран — необычная планета. Он как бы лежит «на боку» и поэтому движется по своей орбите, как футбольный мяч, в отличие от Земли, движение которой больше похоже на волчок. Ось магнитной индукции Урана при этом наклонена на угол в 60 ° по отношению к его оси вращения. Из-за этой сложности ученым до сих пор плохо удается смоделировать поведение магнитного поля планеты при ее движении.

Авторы новой работы вели работу в рамках проекта по подготовке миссии на газовые гиганты, такие как Уран и Нептун. Они искали, что можно исследовать у этих объектов и какие данные были бы наиболее важны для науки. Чтобы лучше это понять, ученые решили обратиться к данным, полученным аппаратом Voyager 2, который ближе всех подлетал к Урану. Загрузив показания магнитометра в компьютерную программу, ученые не ожидали увидеть ничего сверхъестественного. Это уже делали во многих предыдущих исследованиях.

Но астрономы увеличили масштаб графика, чтобы каждая его точка шла через 1,92 секунды. Гладкие линии сменились зазубренными шипами и провалами. Изучая эти результаты глубже, авторы пришли к выводу, что полученные измерения связаны с прохождением аппарата через плазмоид — гигантский пузырь плазмы, вынесенной магнитным полем Урана и созданной из его атмосферы благодаря ионизации составляющих ее газов.

Сравнивая полученные данные с аналогичными объектами, обнаруженными вокруг Сатурна и Юпитера, авторы смогли вычислить примерный размер плазмоида рядом с Ураном: он оказался 204 тысячи километров в длину и 400 тысяч километров в поперечнике. Исследователи считают, что по большей части это скопление плазмы состояло из ионизированного водорода. По оценкам исследователей, такие плазменные пузыри могут обуславливать от 15 до 55% потерь атмосферы у Урана по массе.