Опубликовано 24 октября 2016, 10:35

Вселенная расширяется медленнее, чем считалось ранее

Остаток сверхновой

© X-ray: NASA/CXC/Rutgers/J.Hughes; Optical: NASA/STScI

Группа ученых под руководством Субира Саркара проанализировала базу данных сверхновых и поставила под сомнение теорию о том, что Вселенная расширяется с ускорением. Их статья была опубликовала в журнале Nature.

В 2011 году Нобелевскую премию по физике вручили ученым, которые в конце 1990-х годов доказали, что Вселенная расширяется с ускорением. Они сделали этот вывод в результате наблюдения за сверхновыми типа Ia — термоядерного взрыва умирающих звезд. Так распространилась теория о мистической «темной материи», которая управляет Вселенной.

Существующая сейчас база данных о сверхновых типа Ia более подробна, чем та, которой пользовались нобелевские лауреаты, утверждает Субир Саркар, профессор Оксфордского и Копенгагенского университетов, руководитель исследования. Статистическая достоверность их открытия — в пределах трех сигм, а это отличается от необходимой для объявления открытия в фундаментальной физике достоверности в 5 сигм. «Если будет создан Европейский чрезвычайно большой телескоп (англ. European Extremely Large Telescope, E-ELT), то с помощью его очень чувствительного оборудования можно будет сказать, расширялась ли Вселенная с ускорением за последние 10-15 лет».

Исследователи выразили надежду, что их работа сподвигнет ученых на тщательную проверку космологических открытий.