Опубликовано 14 февраля 2017, 13:40

Астрономам удалось пронаблюдать взрыв сверхновой в реальном времени

Галактика NGC 7610, в которой произошел взрыв сверхновой

© David W. Hogg and the Sloan Digital Sky Survey Collaborations

Международная группа ученых из Израиля, США, Дании, Ирландии, Швеции, Мексики и Великобритании получила самое полное наблюдение за взрывом сверхновой. Он был замечен всего через три часа после того, как вспышка от взрыва достигла Земли. О своих наблюдениях ученые рассказали в журнале Nature Physics.

Чаще всего астрономам удается начать наблюдение за сверхновыми лишь спустя несколько дней после взрыва. Благодаря тому, что сейчас астрономы пропустили так мало, они увидели, как разлетаются от взрыва радиоактивные фрагменты. Астрономы получили свидетельства того, что перед взрывом звезда начала стремительно терять массу, выбрасывая вещество. В результате она оказалась окружена облаком газа толщиной в 10 млрд километров.

Как рассказал один из авторов работы, астрофизик из Института Ваймана Офер Йарон, «как и почему массивные звезды взрываются в виде сверхновой, остается открытым вопросом астрофизики. Массивные звезды в своих ядрах преобразуют легкие элементы в более тяжелые. На последнем этапе своей жизни они начинают сжигать тяжелое топливо, продукт синтеза водорода и гелия».

«Мы еще плохо понимаем эволюцию звезд в последние несколько лет их жизни, а также условия, необходимые для взрыва. Прямо наблюдать за этими процессами сложно, так как звезды в этой последней краткой стадии своего развития встречаются редко», — продолжил астрофизик.

Взрыв сверхновой произошел в галактике NGC 7610. Взорвавшаяся звезда относилась к классу красных сверхгигантов. Она расположена на расстоянии 160 млн лет от Земли в созвездии Пегаса. До взрыва ее светимость превышала светимость Солнца в десять тысяч раз.