Опубликовано 23 июля 2020, 17:00

После взрыва «стандартной свечи» обнаружили вспышку ультрафиолетового излучения

© Kavli IPMU/Indicator.Ru

Астрофизики смогли наблюдать произошедшую после взрыва сверхновой типа Ia вспышку в ультрафиолетовом диапазоне. Это всего второй раз, когда исследователям удалось наблюдать подобное событие. Статья об открытии опубликована в The Astrophysical Journal.

Впервые событие, получившее название SN2019yvq, астрономы заметили в декабре 2019 года — всего через день после самого взрыва. Оно произошло в относительно близкой к нам галактике, расположенной в 140 миллионах световых лет от Земли. После обнаружения события ученые исследовали его с помощью обсерватории Swift, что позволило получить картину взрыва в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах длин волн.

Полученные данные позволили определить, что SN2019yvq является сверхновой типа Ia — довольно частым типом сверхновых, когда белый карлик выбрасывает в окружающее пространство вещество, которое накопил в результате аккреции. Сама по себе сверхновая этого типа довольно обычная — их даже используют в качестве «стандартных свечей» для измерения расстояния от Земли, — но при событии SN2019yvq ученые, помимо всего прочего, зафиксировали всплеск ультрафиолетового излучения. Такое явление для этого типа сверхновых удалось наблюдать лишь второй раз.

Вспышка в ультрафиолетовом диапазоне, длившаяся пару дней, указывает на то, что внутри или рядом с белым карликом есть какое-то тело с очень высокой температурой. Поскольку белые карлики с возрастом становятся все холоднее и холоднее, присутствие такого количества тепловой энергии поставило астрофизиков в тупик. Согласно расчетам исследователей, для создания такой вспышки необходима температура в три-четыре раза больше, чем внутри Солнца.

Исследователи предложили четыре гипотезы, объясняющие произошедшее. Первая заключается в том, что белый карлик поглощает свою соседнюю звезду и становится настолько большим и нестабильным, что происходит взрыв. Вещество белого карлика и звезды-компаньона сливаются, вызывая вспышку ультрафиолетового излучения. Согласно второму сценарию, чрезвычайно горячее ядро белого карлика начинает смешиваться с его внешними слоями, в результате чего температура внешней оболочки звезды возрастает до огромных значений. По третьей версии, внешний слой гелия вызывает ядерное горение углерода внутри белого карлика, что порождает мощный взрыв и вспышку излучения в УФ-диапазоне. Согласно последнему сценарию, два белых карлика сливаются, в результате чего происходит взрыв и образуются потоки вещества, которые испускают ультрафиолетовое излучение.

Теперь исследователи планируют использовать новые инструменты для анализа этой сверхновой. С их помощью ученые собираются примерно через год узнать, какое из четырех объяснений наиболее верное.