Опубликовано 23 июля 2019, 20:01

Восстановлена хронология столкновения «юного» Млечного Пути с другой галактикой

© Hardy/Manchester University

Астрономам с помощью данных телеспопа Gaia удалось показать, что около 10 млрд лет назад Млечный Путь столкнулся с галактикой Гайя-Энцелад. Реконструкция показала, что процесс продолжался миллионы лет. Исследование было опубликовано в Nature Astronomy.

По содержанию металла звезды Млечного Пути делятся на два типа: «красные» c высокой концентрацией железа и «синие» — с низкой. Предположительно, порядка 8-11 млрд лет назад наша молодая галактика столкнулась с массивной карликовой галактикой Гайя-Энцелад, или галактикой-«сосиской». Некогда принадлежавшие ей звезды содержат много металла, прозвище же звездная система получила за характерную форму. Однако до сих пор время слияния и его роль в ранней эволюции нашей Галактики оставались неясными.

Возраст звезд определить непросто, поскольку он не может быть получен из простых наблюдений, но требует математического моделирования. Иначе возраст можно выяснить, применив диаграмму цвет — величина Герцшпрунга — Рассела. Она показывает зависимость между абсолютной звездной величиной, светимостью, спектральным классом и температурой поверхности звезды. Именно этот метод до сих пор использовали для изучения близлежащих галактик.

Исследователи из Института астрофизики Канарских островов измерили положение, яркость и расстояния около миллиона звезд Млечного пути в пределах 6500 световых лет от Солнца. Для этого астрофизики применили космический телескоп Gaia, работающий в оптическом диапазоне с разрешением в 938 млн пикселов. Полученные данные позволили ученым рассчитать по диаграмме возраст звезд.

Оказалось, что оба набора звезд одинако стары. Однако более «синие» в прошлом были подвержены хаотическому движению, что подтверждает поглощение Млечным Путем меньшей по размеру галактики около 10 млрд лет назад. Столкновение продолжалось четыре миллиарда лет, о чем говорит анализ плотности «металлов» или элементов без водорода или гелия в составе звезд. Процесс сопровождался сильными всплесками звездообразования. После газ из этих образований оседал в центральном тонком диске Млечного Пути. Астрономы считают, что именно остатки Гайи-Энцелад сформировали тонкий диск современного Млечного пути.