Опубликовано 09 ноября 2017, 15:00

В Большой Медведице найдена звезда-«зомби», пережившая несколько сверхновых

Взрыв сверхновой

© NASA

Международная группа астрономов обнаружила звезду, которая пережила несколько взрывов сверхновых, которые обычно знаменуют собой «смерть» звезды. Открытие описано в журнале Nature.

Звезда iPTF14hls, находящаяся на расстоянии полумиллиарда световых лет от Земли в созвездии Большой Медведицы, начиная с 1954 года взрывалась несколько раз. Ранее считалось, что взрыв сверхновой означает конец «жизни» звезды и для каждой из них это единичное событие. «Это самая странная сверхновая, которую мы когда-либо видели. Впервые мы наблюдали многократные взрывы в одном месте», — прокомментировал один из авторов работы, астроном из Обсерватории Лас-Кумбрес Яир Аркави.

Астрономы стали наблюдать за звездой после взрыва сверхновой в сентябре 2016 года. Сначала она вела себя как обычные сверхновые (они становятся очень яркими на несколько месяцев, после чего тускнеют), но далее она становилась лишь ярче и остается заметной уже более двух лет, причем ее блеск за это время значительно колебался. Возможно (вероятность астрономы оценивают в 95-99%), эта же звезда взорвалась и в 1954 году, когда вспышку света заметили в этом же положении.

Астрономы подумали, что на месте взорвавшейся в 2014 году звезды они могут видеть какую-то звезду Млечного Пути, но эта идея не подтвердилась. Рассмотрев различные теории, объясняющие поведение сверхновых, ученые обратили внимание на одну из них, которая описывает пульсирующие парно-нестабильные сверхновые. Такие звезды как минимум в 100 раз тяжелее Солнца и могут взрываться несколько раз, прежде чем прекратят свое существование. По мнению Аркави, эта теория не объясняет всего, но это лучшее из существующих предположений.

Наблюдения показали, что взрыв в 2014 году может стать последним для этой звезды. Астрономы надеются, что более мощные телескопы, включая Hubble, помогут рассмотреть звезду более детально.