Опубликовано 26 ноября 2019, 19:09

Составлена карта биоразнообразия дождевых червей на планете

© catarina132/Pixabay

Международная коллаборация ученых, среди которых было и четыре российских исследователя, завершила крупномасштабный проект по анализу биоразнообразия дождевых червей в различных широтах нашей планеты. Ученым удалось охватить 6928 точек в 57 странах. Статья исследователей опубликована в журнале Science и размещена на обложке его последнего на данный момент номера.

Дождевые черви встречаются во многих типах экосистем. За исключением пустынь и слишком влажной и кислой почвы, эти организмы в значительной степени определяют функционирование сред, в которых обитают. Они перемешивают почву и минерализуют растительные остатки, обеспечивая всю экосистему питательными веществами, улучшают доступность влаги, участвуют в накоплении углерода и смягчении последствий изменения климата.

«Дождевые черви являются очень важными "экосистемными инженерами", что также отражается в большом запасе биомассы дождевых червей, которая обычно больше, чем биомасса всех млекопитающих, живущих в той же области», — пояснил один из исследователей, заведующий лабораторией биогеографии почв географического факультета МГУ Константин Гонгальский.

В то же время информация о распространенности этих организмов долгое время оставалась очень скудной. До сих пор ученым не удавалось количественно оценить мировые закономерности разнообразия дождевых червей, поскольку не существовало глобальной базы данных.

В новой работе ученые попытались создать глобальную карту, используя как можно больше данных о разнообразии, численности и биомассе дождевых червей. В результате усердной работы исследователей со всего мира им наконец удалось это сделать.

Карта распространения количества видов дождевых червей

Результаты новой работы исследователей показывают, что модели почвенного биоразнообразия не соответствуют тем, что наблюдаются у организмов, живущих над землей. Разнообразие растений, насекомых или птиц обычно увеличивается при движении от высоких к низким широтам. Это означает, что в тропиках обычно наибольшее число видов тех или иных существ, обитающих под землей.

Однако для дождевых червей исследователи обнаружили противоположную тенденцию. Их наибольшее разнообразие было обнаружено в Европе, на северо-востоке США и в Новой Зеландии. Аналогичные закономерности были найдены и для показателей численности — количество особей на площадь поверхности — и биомассы дождевых червей.

«В тропиках, если вы проезжаете всего несколько километров, вы можете увидеть огромное количество видов дождевых червей, в то время как в более холодных регионах они остаются более или менее одинаковыми, — отмечает ведущий автор работы, исследователь из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия и Лейпцигского университета Хелен Филлипс. — Это может означать, что, хотя в тропиках в одном месте встречается мало видов, общее их количество по всему региону может быть чрезвычайно высоким. Но мы пока этого не знаем».

Основная причина неопределенности заключается в том, что многие виды тропических дождевых червей еще не описаны. Таким образом, принадлежат ли дождевые черви, выявленные в разных регионах, к одному и тому же виду или нет — вопрос, на который ученые только стремятся ответить.

Ученые также определили, что количество осадков и температура окружающей среды тесно связаны с количеством видов, обитающих в том или ином месте. Из этого исследователи сделали вывод, что изменение климата может пагубно сказаться на сообществах дождевых червей. А это, в свою очередь, может разрушить целые экосистемы, ведь дождевыми червями питаются многие животные.