Опубликовано 26 мая 2020, 14:47

У аквариумной рыбки нашли новый половой гормон

© Rob Vary

Исследователи Оттавского университета изучали эффекты мутаций в геноме популярной рыбки данио-рерио на функции ее организма и поведение. В результате ученые открыли два гена, которые регулируют взаимодействие самцов и самок во время спаривания. Свою статью исследователи опубликовали в журнале PNAS.

Данио-рерио — это пресноводные рыбы, принадлежащие к семейству карповых. В настоящее время они широко используются в качестве модельных организмов в биомедицинских исследованиях. Их эмбрионы имеют большой размер и развиваются довольно быстро, что облегчает наблюдения за ними и ускоряет проведение генетических исследований.

Авторы новой работы изучали функции различных генов модельного организма, изменяя их последовательности. В частности, ученые вносили изменения в гены белка секретогранина II, который важен для нормального функционирования клеток головного мозга и секреторных клеток,выделяющих гормоны для контроля функций организма, таких как рост и размножение. В своем исследовании биологи изменили функцию генов, отвечающих за секрецию этого гормона, и наблюдали за их половым поведением.

Обнаружилось, что, хотя в остальном рыбы с мутацией вели себя нормально, они почти не проявляли полового влечения. То есть когда особи обоих полов находились вместе, то практически игнорировали друг друга. Обычно в течение нескольких минут после первого знакомства самец преследует самку, ухаживая за ней, после чего наступает процесс размножения — самка выпускает свои яйца в воду, и самец мгновенно оплодотворяет их. Но ученые обнаружили, что только одна из 10 пар с мутированными генами способна размножаться.

Пары с мутациями производят яйцеклетки и сперматозоиды, но они не способны выполнять свою половую функцию. Авторы выяснили, что на такое изменение поведения влияет не сам секретогранин II, а его один небольшой фрагмент. Сам белок расщепляется специальными ферментами на небольшие части, одна из которых представляет собой пептид секретонейрин. Как выяснили ученые, именно он отвечает за половую функцию.

Исследователи выяснили, что у генетически измененных рыб возможно частично восстановить половую функцию путем однократного введения секретонейрина в организм. Авторы предполагают, что пептид действует на клетки мозга и гипофиза, увеличивая выброс половых гормонов и тем самым давая самке возможность отложить яйца для оплодотворения.