Опубликовано 06 сентября 2017, 17:31

Раскопки с микроскопом и тысячи открытых видов

215 лет назад родился основатель микропалеонтологии и биостратиграфии
Французский натуралист Альсид д’Орбиньи

© Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Даже в наши дни бурного развития науки мало кто может похвастаться тысячами описанных видов, но этот француз мог. Откуда есть пошла микропалеонтология, кто такие фораминиферы и чему удивился французский натуралист Альсид д’Орбиньи при встрече с Гумбольдтом в Южной Америке, рассказывает сегодняшний выпуск «История науки».

Альсид д’Орбиньи ведет свое происхождение от цвета ля-рошельской аристократии. Его отцом был морской врач и натуралист Шарль Мари д’Орбиньи. В детстве он разрешал сыновьям собирать и разглядывать редкие раковины на побережье Атлантики. Братья (а их было четыре) не только собирали раковины, но и рассматривали их под микроскопом. Двое из братьев, Шарль и Альсид, настолько заинтересовались этим, что всю свою дальнейшую жизнь посвятили изучению естественной истории. Младший брат, Шарль, изучал медицину, а потом стал ботаником и геологом, составив «Универсальный словарь естественной истории» в семи томах — одну из лучших энциклопедий XIX века в этой области. Альсид достиг большего, хотя и остался верен крошечным «моллюскам», которыми он так увлекался с самого детства.

Страница из «Универсального словаря естественной истории»

Эти таинственные ракушки, из которых состоит мел, были известны еще с античных времен, но классифицировали их как головоногих моллюсков. Хотя были описаны и ископаемые, и ныне живущие виды, известно о них было немного, и эти знания были разобщены, ожидая своего часа.

У молодого д’Орбиньи хватало денег, и благодаря этому он получил образование в Париже, учился под началом Жоржа Кювье, Жоффруа Сент-Илера и Адольфа Броньяра и других известнейших натуралистов. Броньяр стал основателем палеоботаники, Сент-Илер (правильная транскрипция — Сен-Илер, но исторически сложился вариант с «т») изучал первичные этапы развития животных, открыл 17 новых видов и родов млекопитающих и реликтовую рыбу, предложив теорию инволюции (утраты и ослабления некоторых органов в разных этапах жизни). Кювье и вовсе был, пожалуй, самым выдающимся европейским зоологом XIX века, основателем сравнительной анатомии и палеонтологии как науки.

Наброски и описания ракушек, сделанные д’Орбиньи

© Alcide d'Orbigny/Wikimedia Commons

Д’Орбиньи принялся изучать таинственные ракушки вплотную, дав группе название «фораминиферы» (что переводится с латыни как «несущие отверстия»), чтобы показать, что внутри их раковинки есть отверстие между двумя камерами. В первом своем научном труде, представленном на суд Парижской академии наук в 1825 году, он описал 600 видов фораминифер (как ныне живущих, так и ископаемых), сделав трехмерные модели для сотни образцов. В следующем году труд был опубликован в «Анналах естественных наук», правда, под заголовком «Методические таблицы класса Головоногих», потому что лишь через десять лет спустя было установлено, что фораминиферы все-таки одноклеточные, а позже их классифицируют как амеб.

Сам Альсид еще вернется к их изучению и опишет полторы тысячи видов (чтобы вы оценили масштаб работы: в наше время их известно около сорока тысяч). Ученому встречались одинаковые ископаемые фораминиферы в разных местах, но в одном слое. Это позволило ему сделать вывод, что слои геологической летописи можно отнести к одному времени не только по глубине их залегания, но и по содержащимся в них организмам, о чем он напишет в книге с поэтичным названием «Воспоминания о фораминиферах из белого мела», изданной в 1840 году. Он выпустит еще несколько работ по стратиграфии.

Как бы то ни было, первая публикация принесла молодому натуралисту известность в научных кругах, его заметили профессоры Национального музея естественной истории (который играл роль не только музея, но и мощного научного центра в целом). Д’Орбиньи смог поучаствовать в экспедиции в Южную Америку, продолжив дело Гумбольдта и других великих натуралистов, уже побывавших там.

Наброски людей, сделанные д'Орбиньи во время его странствий

© Alcide d'Orbigny/Wikimedia Commons

С самим Гумбольдтом, кстати, он тоже познакомился, удивившись огромному финансированию его экспедиции: целых 6000 франков в год (тогда как д’Орбиньи и его коллеги могли рассчитывать на вдвое меньшую сумму). Ученый объездил Чили, Бразилию, Уругвай, Перу и Боливию, вернувшись во Францию только в 1834 году.

Собранные в путешествии данные он обрабатывал целых тринадцать лет. Национальный музей естественной истории получил от д’Орбиньи более 9000 образцов. По следам путешествия и благодаря материалам коллекций было описано 157 видов млекопитающих, 783 вида птиц, 94 вида рептилий, 718 видов моллюсков, 166 видов рыб, 4834 вида членистоногих, 2370 видов растений. Десятки видов животных — от змей до улиток — и растений были названы в честь самого д’Орбиньи.

Xenodon dorbignyi