Опубликовано 01 февраля 2017, 16:48

Раскрыта тайна липкости языка лягушек

© Alexis Noel

Биологи и инженеры из Технологического института Джорджии и Ботанического сада Атланты провели исследование с целью понять, что делает язык лягушек достаточно клейким, чтобы удержать добычу. Полученные результаты они опубликовали в Journal of the Royal Society Interface.

Ранее ученые установили, что лягушка может поймать насекомое за 0,07 секунды, выбросив мягкий липкий язык. Когда он ударяется о цель, та испытывает 12-кратные перегрузки. И при этом насекомое прилипает, а не отскакивает.

«Когда вы дотрагиваетесь до языка лягушки, вы не можете сказать, твердый он или жидкий. К тому же он очень липкий. Как жевательная резинка или кусочек мармелада, который никак не отстает от ваших рук», — рассказал один из авторов исследования, биолог из Технологического института Джорджии Дэвид Хи. Тесты в лаборатории показали, что язык лягушки примерно в 10 раз мягче человеческого, то есть сравним по плотности с мозгом, а язык некоторых видов является одним из самых мягких биологических материалов.

Когда язык касается добычи, он, благодаря своей мягкости, обволакивает ее, что увеличивает площадь соприкосновения. Кроме того, на нем есть «амортизаторы» — небольшие участки жира или мышц, которые гасят энергию, выделяемую при столкновении.

Вторая составляющая удачной охоты лягушки — ее слюна. Авторы работы обнаружили, что она проявляет свойства неньютоновской жидкости, то есть ее свойства, например вязкость, зависят от прилагаемой к ней силы (так же ведет себя кетчуп или игрушка-лизун). Слюна становится менее вязкой при приложении силы, однако если слюна человека может изменять вязкость в 10 раз, то лягушки — в сто. Поэтому, когда язык лягушки ударяется о насекомое, жидкая слюна заполняет все неровности на поверхности его тела. Как только язык начинает втягиваться обратно, слюна загустевает, захватывая жертву.