Опубликовано 21 ноября 2019, 10:30

Антропогенный шум оказался одним из «главных мировых загрязнителей»

© Mark Allen Miller

Исследователи Школы биологических наук Университета Квинс в Белфасте провели метаанализ работ о влиянии шума, создаваемого людьми, на животных. Они выявили многофакторное негативное влияние этого вида шума на жизнь птиц, рептилий и млекопитающих. Статья об этом опубликована в журнале Biology Letters.

У антропогенного шума множество источников — от транспортных средств и промышленности в плотных городских центрах до самолетов и океанских судов, чьи пропеллеры предположительно мешают навигации и общению китов и могут быть виновниками их массового выброса на берег, поскольку дезориентированные животные теряют свое чувство направления.

Хорошо известно, что антропогенный шум может оказывать негативное воздействие на некоторых животных. Но новое исследование говорит, что этот шум должен рассматриваться как «главный мировой загрязнитель» окружающей среды.

Ученые проанализировали ряд исследований и пришли к нескольким ключевым выводам. Так, например, они выяснили, что реакция животного на шум от человеческой деятельности не обязательно прямолинейна и ее влияние нельзя легко определить как положительное или отрицательное.

Например, было показано, что шум мешает системам локации, которые летучие мыши используют для поиска своей добычи — насекомых. Но это может быть хорошей новостью для жуков: потенциальная добыча может извлечь выгоду из антропогенного шума, так как он мешает хищникам охотиться.

Однако, по словам ученых, в целом картина неблагоприятная. «В примере с летучей мышью хищник может пострадать, потому что он не поймает свою добычу. Но у видов, где потенциальная добыча полагается на эхолокацию, она может пострадать из-за того, что просто не услышит приближения хищника», — отмечает сотрудник Университета Квинс в Белфасте Ханс-Йорг Кунц.

Согласно более общим выводам из анализа массива исследований, антропогенное звуковое загрязнение и реакцию животных на него нужно рассматривать в контексте экосистемы. Авторы считают, что представленных в их работе данных достаточно для того, чтобы регулирующие органы приняли меры по сокращению количества шума в городах и вне их.