Опубликовано 18 марта 2019, 14:55

Симбиотические бактерии помогают лягушкам привлекать партнера

© cocoparisienne/Pixabay

Бразильские ученые открыли, что специфический запах, источаемый некоторыми амфибиями, исходит, на самом деле, от бактерий, проживающих на коже лягушек. Этот аромат позволяет особям находить пару. Результаты исследования вышли в журнале PNAS.

Симбиотические микроорганизмы играют ключевую роль во многих аспектах жизнедеятельности различных групп животных. Бактерии корневых клубеньков бобовых делятся с растениями азотом, который они фиксируют прямо из атмосферы. Жгутиконосцы, населяющие термитов, несут в цитоплазме бактерии, которые позволяют им разлагать целлюлозу и переводить малосъедобный продукт во вполне усвояемую форму. Симбиотические бактерии кишечного тракта человека снабжают нас витамином К и стимулируют иммунную систему организма.

Таких симбиотических сожителей обнаружили и на коже бразильских лягушек вида Boana prasina. Кандидат биологических наук Университета Сан-Паулу Андрес Эдуардо Брунетти с коллегами проанализировал летучие компоненты, выделяемые кожей лягушек, при помощи газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Анализ показал, что зрелые самцы и самки выделяют смесь из 60-80 химических соединений. Гендерспецифичность ароматного набора заключалась всего в трех компонентах: метоксипиразины, терпены и тиоэфиры.

«Эти три вещества ответственны за разницу между самками и самцами, — комментирует Брунетти. — Примечательно то, что как тиоэфиры, так и метоксипиразины зачастую синтезируются микроорганизмами».

Результаты послужили причиной сомнений, не являются ли производные последствием жизнедеятельности бактерий. Кожные микроорганизмы выделили, проанализировали и обнаружили, что они отвечают более чем за 128 различных химических соединений на коже амфибий. Подробная экспертиза показала, что четыре метоксипиразина, присутствующие и у самцов, и у самок, выделялись бактерией рода Pseudomonas.

«Удивительно, что эти бактерии метаболизируют одни и те же летучие соединения, но аромат различается в зависимости от пола», — говорит Брунетти.

Судя по всему, половое различие заключается в уровне синтезируемого метоксипиразина. Что касается предназначения уникального запаха, ученые предполагают, что он помогает самцам распознавать самок своего вида в пруду или на болоте, где зачастую несколько видов сосуществуют бок о бок.