Опубликовано 06 марта 2018, 17:51

Белки и полимеры сами образуют многофункциональные пленки

© M.A.Cohen Stuart

Ученые обнаружили, что при смешении древообразных полимеров — дендримеров — и белков самопроизвольно образуются многослойные пленки. Они формируются просто и сохраняют активность белков-ферментов, что определяет их потенциал в качестве материала для создания биосенсоров и медицинских изделий. Результаты работы российских и иностранных ученых опубликованы в журнале Polymer.

В наши дни известно огромное количество полимеров различного строения, состава и свойств. Одним из самых интересных примеров можно назвать дендримеры — древовидные макромолекулы. Устроены они следующим образом: к центральному ядру присоединены три группы, от каждой из которых отходит ветвь с еще двумя ветками и так далее. Такая структура достигается в результате многоступенчатого синтеза. Количеством точек ветвления определяется номер поколения дендримера: у первого поколения каждая ветвь имеет одну точку, у второго — две, у третьего — три и так далее. Чем дальше, тем более плотной и сферической становится структура, а ее физико-химические свойства определяют функциональные группировки внешнего слоя. Дендримеры способны образовывать полости, в которые можно упаковать молекулы, — это свойство стало поводом для того, чтобы активно изучать эти вещества.

Комплекс дендримера с ферментом лизоцимом. Молекула дендримера желтая. Поверхность молекулы белка окрашена в соответствии с химическими свойствами аминокислотных остатков (красный – положительно-заряженные, синий – отрицательно-заряженные, зелёный – полярный, белый – гидрофобные)