Биология

Белки слушают птичье пение для обнаружения опасности

James W. Hybart III

Ученые выяснили, что пение птиц может быть сигналом для других живых существ, в том числе белок, о приближении или удалении опасности. Статья, посвященная исследованию, опубликована в журнале PLoS ONE.

В лесу живут сотни видов различных животных. Несомненно, каждый из них различает не только голоса своего вида, но и звуки других обитателей. Особи разных видов могут не понимать друг друга, но на основе интонации они могут делать вывод о том, угрожает опасность их соседям или нет.

Для проверки этой гипотезы исследователи наблюдали поведение 54 диких восточных серых белок (Sciurus carolinensis) в общественных парках и жилых районах штата Огайо в ответ на угрозу, которую они имитировали, воспроизводя запись крика краснохвостого ястреба (Buteo jamaicensis). Он охотится как на белок, так и на мелких птиц. Следом за криком хищника ученые воспроизводили либо щебет нескольких видов певчих птиц, либо запись окружающих звуков без птичьих криков, и следили за поведением каждой белки в течение трех минут.

Исследователи обнаружили, что все белки после того, как услышали крик ястреба, начинали либо замирать, либо смотреть вверх, либо убегать — типичное поведение этих животных при возникновении опасности. Однако белки, которые слушали птичий щебет, впоследствии проявляли меньше бдительности и возвращались к «нормальной жизни» быстрее, чем их сородичи, которые не слышали криков птиц после крика ястреба.

Это говорит о том, что белки способны слушать переговоры многих видов птиц и использовать их в качестве индикатора безопасности. Это позволяет животным быстро вернуться к нормальному поведению, а не оставаться в состоянии напряжения после того, как угроза миновала.

«Мы знали , что белки подслушивают тревожные крики некоторых видов птиц, но были взволнованы, обнаружив, что они также подслушивают и их обычное пение, которое указывает на то, что птицы чувствуют себя относительно безопасно. Возможно, в некоторых обстоятельствах намеки на безопасность могут быть так же важны, как и намеки на опасность», — говорит одна из авторов исследования, сотрудница Оберлинского колледжа Мари Лилли.