Опубликовано 26 мая 2018, 11:02

Дрожжи помогли предсказать белок в ДНК человека

© Masur/Wikimedia Commons/Pixnio

Белковый комплекс FACT помогает упаковывать длинную молекулу ДНК в сверхкомпактную форму. Биологи выяснили, что на комплекс FACT человека может влиять белок Nhp6, который участвует в работе FACT у дрожжей. Это означает, что и в человеческих клетках может быть аналогичный Nhp6 белок. Статья об исследовании опубликована в Journal of Biological Chemistry.

Генетическая информация эукариот закодированна в длинной молекуле ДНК, которая умещается в клеточном ядре. Для хранения ДНК (ее длина в выпрямленном состоянии будет превышать метр) в микроскопической структуре молекулу необходимо компактно упаковать. Если «скомкать» молекулу хаотично, то распутать ее без повреждений было бы невозможно, а для считывания генетического кода ее необходимо разворачивать.

Упаковать геном в ядре клетки помогают белки-гистоны, которые связываются с ДНК. Этот комплекс называется хроматином. Повторяющаяся единица хроматина — нуклеосома — выглядит как серия «катушек ниток», на каждую из которых накручено по два витка ДНК-«нитки». В работе этой системы задействовано и множество других белков. Один из белковых комплексов, управляющих этим процессом, носит название FACT (facilitates chromatin transcription), так как он обеспечивает более эффективное считывание РНК с матрицы ДНК, упакованной в хроматин. Особенность FACT в том, что он выпрямляет намотанную на «катушку» ДНК без затрат энергии, которая внутри клетки хранится и переносится в форме молекул АТФ.

«На молекулярном уровне дрожжевой FACT может как стабилизировать нуклеосомы в геноме во время считывания, так и разворачивать нуклеосомы, — прокомментировал соавтор статьи Василий Студитский, руководитель лаборатории регуляции транскрипции и репликации биологического факультета МГУ, ссылаясь на другие свои работы. — Баланс между этими функциями определяется присутствием дрожжевого белка Nhp6, который помогает FACT разворачивать нуклеосомы. До недавнего времени вторая функция была неизвестна для FACT человека, несмотря на значительное сходство структуры этих белковых комплексов у дрожжей и человека».

До сих пор подобные исследования проводились в основном на дрожжах. В новой же работе Василий Студитский и его коллеги изучили механизм работы комплекса у человека и впервые показали, что белок Nhp6 из дрожжей в сочетании с комплексом FACT человека способен разворачивать нуклеосомы.

«Эти данные были получены на биофаке МГУ с использованием современного биофизического подхода –– мономолекулярного FRET (spFRET — метод, позволяющий определять межатомные расстояния внутри одного ДНК-белкового комплекса), — добавил Василий Студитский. — Полученные данные позволяют предположить, что, скорее всего, у человека существует гомолог дрожжевого белка Nhp6, который помогает FACT разворачивать нуклеосомы и регулировать транскрипцию генов».

Функционирование белкового комплекса FACT. Белковый комплекс FACT – шаперон гистонов, то есть фактор, который в норме стабилизирует нуклеосому. Однако присутствие небольшого ДНК-связывающего белка Nhp6 существенно меняет функцию FACT - он начинает раскручивать нуклеосому. Такое изменение активности было показано для FACT дрожжей, так и человека