Опубликовано 09 октября 2020, 18:11

Найден белок, который позволяет меристемам не заражаться вирусами

© Magda Turzanska/Science Photo Library/Getty Images

Китайские и немецкие ученые выяснили, что белок WUSCHEL, который контролирует развитие образовательных тканей (меристем) растений, может также останавливать синтез вирусных белков. Таким образом образовательные ткани растений не могут быть инфицированы. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Благодаря образовательным тканям — меристемам — для растений характерен неограниченный рост. Эти клетки интенсивно делятся и сохраняют физиологическую активность на протяжении всей жизни, предоставляя материал для образования специализированных тканей. Апикальные меристемы находятся на кончиках осевых органов — стебля и корня, обеспечивая рост в длину, латеральные меристемы осуществляют утолщение этих органов.

С 1950-х годов было известно, что клетки апикальных меристем не могут быть заражены практически никакими вирусами. Исследователи из Научно-технического университета Китая совместно с коллегами из Гейдельбергского университета заразили вирусом мозаики огурца резуховидку Таля, растение из семейства капустных, часто использующееся в качестве модельного объекта. Ученые заметили, что потеря вирусом своей функции некоторым образом связана с экспрессией гена белка WUSCHEL, который играет ключевую роль в определении судьбы стволовых клеток на ранних стадиях развития зародыша растения. Белок также контролирует развитие меристем, поддерживая их в недифференцированном состоянии и определяя, какие дочерние клетки они будут производить.

«Известно, что химическое вещество дексаметазон может стимулировать синтез белка WUSCHEL, — рассказал один из исследователей, профессор Научно-технического университета Китая Чжун Чжао. — Когда мы заразили вирусом кресс-салат, а затем обработали некоторые растения дексаметазоном, около 90% обработанных растений не были инфицированы, тогда как 89% растений, не прошедших обработку, заразились вирусом».

Таким образом, белок WUSCHEL подавляет выработку вирусных белков, точно так же, как он останавливает синтез белков растения, оставляя образовательные ткани дожидаться момента, когда растению понадобятся новые клетки. Теперь ученые задались вопросом, можно ли применить эту стратегию в селекции сельскохозяйственных растений для получения сортов устойчивых к вирусам культур.