Опубликовано 17 июля 2021, 11:32
3 мин.

Биологи доказали антиоксидантную и противомикробную эффективность балтийских орхидей

Пальчатокоренник пятнистый

Группа ученых из БФУ имени И. Канта совместно с коллегами из других российских институтов исследовала свойства орхидеи пальчатокоренника пятнистого и его экстрактов. Выяснилось, что растение обладает антиоксидантными свойствами и антимикробной активностью, сравнимой с использующимися антибиотиками. Эти орхидеи, произрастающие на территории Балтийского полуострова, не представляют опасности c точки зрения содержания тяжелых металлов, пестицидов и радиоактивных веществ. Растение предлагают использовать как природный антибиотик для скота и птиц. Работа опубликована в журнале Plants.

Современное животноводство не может обойтись без антибиотиков, однако их активно применяют не только для лечения, но и для профилактики болезней, а также ускорения роста животных. Из-за нерационального использования количество антибиотико-устойчивых микробов растет, что вредит не только животным, но и человеку. В докладе ООН отмечается, что к 2050 году число смертей от болезней, вызываемых микроорганизмами с повышенной сопротивляемостью, увеличится с 700 тысяч до 10 миллионов ежегодно. Проблему можно решить, если снизить применение антибиотиков в животноводстве и частично заменить их фитогенными кормовыми добавками — веществами растительного происхождения, богатыми фенолами и флавоноидами, которые обладают биоактивными свойствами.

Пальчатокоренник пятнистый из семейства орхидных активно используется в народной медицине при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря, однако детальных научных исследований еще не проводилось. В своей работе ученые из Балтийского федерального университета имени И. Канта изучили состав и биоактивные свойства этого растения. При участии коллег из Кемеровского государственного университета и Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии они оценили антиоксидантную и антимикробную активность экстрактов растений, собранных на территории Калининградской области, а также их безопасность. Исследователи показали, что содержание тяжелых металлов, пестицидов, токсинов и радионуклидов в протестированных экстрактах не превышает предельно допустимых значений, установленных в нормативной документации. Эти вытяжки также имеют высокую антимикробную активность: они вызвали гибель патогенных бактерий и грибов с эффективностью, сравнимой с антибиотиком рифампицином, активно применяемым при лечении и профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта у животных. В частности, активность была показана против кишечной палочки и протеи — возбудителей болезней желудочно-кишечного тракта, — золотистого стафилококка, вызывающего кожные инфекции и болезни дыхательных путей, а также грибов, вызывающих кандидоз. Кроме того, выделенные экстракты обладали высокой антиоксидантной активностью, которая может способствовать более быстрому заживлению ран и восстановлению после болезней. Исследователи полагают, что использование пищевых добавок на основе пальчатокоренника пятнистого для скота и птиц поможет снизить количество применяемых антибиотиков, а также способствовать общему укреплению здоровья животных и быстрому набору массы.

«Инициатором проведения исследований был крупнейший производитель кормов для сельскохозяйственных животных в Калининградской области — ООО "Знаменский комбикормовый завод". По результатам наших исследований были разработаны рецептуры новых кормов. В них традиционные антибиотики заменены натуральными природными компонентами, — рассказывает доктор технических наук Ольга Бабич, руководитель исследования, директор Института живых систем БФУ. — Наша технология не предполагает использования живого растения, благодаря чему мы не влияем на его популяцию в природе. Для достижения высокой концентрации полезных свойств мы выращиваем культуры клеток и органов лекарственных растений в лабораторных условиях. Они также более стабильны по своим лечебным свойствам и безопасности, так как на них не влияет экологическая ситуация в регионе, как в случае использования целых растений».