Опубликовано 03 августа 2016, 13:17

Биологи доказали, что «проклятие матери» существует

© Camila Cordeiro/Unsplash

Ученые из Университета Вандербильта и Центра исследования рака имени Фреда Хатчинсона доказали существование механизма передачи генов, которые причиняют вред потомству мужского пола, но безвредны для женского пола. Данный механизм известен как «проклятие матери». Исследование опубликовано в журнале eLife.

По словам ученых, механизм обусловлен тем, что в клетках эукариотов есть две независимые части генома, между которыми идет «гонка вооружений». Большая часть генома расположена в ядре, намного меньшая – в митохондрии. Часть генома, содержащаяся в ядре клетки, состоит из генетического материала обоих родителей, а митохондриальная ДНК – только из материнского.

В то время как естественный отбор подавляет мутации, ослабляющие женские особи, в митохондриальной части генома, не существует прямого механизма, чтобы избавиться от тех, которые вредят мужчинам. Это и приводит к «проклятию матери». Митохондрии в клетках растений содержат намного больше ДНК, благодаря чему этот необычный механизм был открыт у растений раньше, заявляют исследователи. Ученые обнаружили у плодовой мушки – дрозофилы – мутации митохондриальной ДНК, которые с возрастом снижают плодовитость мужской части потомства, но безвредны для женских особей.

«Проклятие матери» - одно из самых странных следствий естественного отбора. Согласно теории эволюции, части генома, заключенные в ядре и митохондриях, находятся в непрерывном соперничестве: позитивные изменения в одной части побуждают другую часть ДНК адаптироваться.