Опубликовано 30 августа 2016, 12:00

Биологи МГУ: растительная клетка — это фабрика терапевтических белков

© Vierschilling/Pixabay

Ученые МГУ опубликовали обзорную статью, посвященную способам получения и особенностям антител, вырабатываемых растениями. Результаты работы перспективны для клинического использования и будут опубликованы в журнале Biochemistry (Moscow).

«В научном обзоре рассмотрены современные способы получения моноклональных антител, продуцируемых в растении (МАПР), особенности углеводного состава и методы гуманизации углеводного профиля МАПР. Приведены примеры МАПР, успешно прошедшие доклинические испытания и имеющих перспективу клинического использования», — рассказывает об исследовании заведующий лаборатории нуклеиново-белковых взаимодействий Научно-исследовательского института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ, доктор биологических наук Юрий Дорохов.

Развитие биотехнологий позволило серьезно рассматривать растение как фабрику терапевтических белков, в том числе антител, поскольку его клетка имеет сходные с животной клеткой механизмы синтеза белка и посттрансляционной модификации (гликозилирование, фосфорилирование).

Растительная платформа продукции моноклональных антител привлекает исследователей своей гибкостью, скоростью, масштабируемостью, низкой себестоимостью производства, а также отсутствием риска контаминации (загрязнения) патогенами животного происхождения. Современные способы производства терапевтических белков основываются на трансгенных растениях, получаемых с помощью метода стабильной трансформации растительной клетки, и транзиентной (временной) экспрессии чужеродных генов.

«Перспективы МАПР определяются экономическими выгодами и скоростью продукции, что особенно важно при индивидуализированной терапии рака, а также в случаях биотерроризма и пандемии», — говорит Юрий Дорохов.