Опубликовано 09 марта 2017, 20:05

Биологи нашли летчика-аса среди мух

© Cambridge University

Биологи из Кембриджского университета выяснили, что мухи рода Holcocephala (семейство ктырей) обладают уникальными способностями опознавать и перехватывать своих жертв в воздухе, быстро меняя направление полета. Об этом сообщается в журнале Current Biology.

Holcocephala по размеру не превышает среднего комара (6 миллиметров в длину), однако она видит и ловит добычу, которая находится от нее на расстоянии 50 сантиметров. Более того, если насекомое, на которое охотится муха, меняет направление полета, хищник перестраивается в полете и все равно догоняет жертву.

Ктыри обладают сложно устроенными глазами, фасеточными, с несколькими тысячами «линз» (омматидиев) в каждом. Однако ктырей отличает на фоне других насекомых разнообразие размеров этих линз, от 20 до 78 микрон. Фактически ктырь получил такое же острое зрение, как стрекоза (самый знаменитый хищник среди насекомых), сохранив при этом относительно небольшой размер. В центре глаза у ктырей сконцентрированы крупные омматидии, а к периферии они сужаются.

Наконец, в ходе эволюции светочувствительные клетки ктырей уменьшились в размерах, выстроились в параллельные линии, и дальше от омматидий, чем обычно. Такая схема позволила достичь высокого разрешения изображения — не хуже, чем у куда более крупных стрекоз.

На расстоянии примерно 29 сантиметров от жертвы (почему именно такое расстояние, ученым непонятно) ктыри «запускают» ранее неизвестную в мире насекомых тактику: захватывают цель на автоматическое сопровождение, одновременно меняя собственную траекторию. В результате муха способна спокойно развернуться и замедлиться перед финальной атакой.