Опубликовано 24 августа 2016, 16:22

Биологи научились отслеживать развитие клетки

Используя систему редактирования генома CRISPR, ученые из Гарварда поняли, как различные типы клеток видоизменяются в процессе развития. Кратко об исследовании сообщает научно-популярный портал PhysOrg.

Ученые отметили, что один из основных способов отслеживания развития клеток - это их маркировка флуоресцентными белками. «Например, можно было бы сделать вывод, что клетки, имеющие фиолетовый цвет, возможно, происходят от общего предка, который также был фиолетовый», - сказал один из авторов исследования Александр Шир.

Но проблема заключается в том, что даже самые современные методы были ограничены использованием примерно 100 цветов. В предыдущем исследовании с помощью системы CRISPR ученые смогли отредактировать геном эмбриона рыбы и проследить, как организм развивается всего из одной клетки. По мере развития эмбриона система CRISPR разрушала определенные ДНК, маркируя их пробелами и вставками как особым штрих-кодом. Когда клетка делилась, произошедшие от нее другие клетки получали тот же штрих-код. Первые изменения таких штрих-кодов случались уже на стадии двух клеток, а свою работу механизм заканчивал, когда эмбрион состоял уже из тысяч клеток.

Преимущество метода, по словам ученых, состоит в том, что он позволяет получить тысячи цветов. «В данной работе мы показали, что можно произвести 4 тысячи уникальных штрих-кодов, за которыми можно проследить, чтобы увидеть, как клетки связаны друг с другом», - сказал Шир. Следующим шагом будет изучение не только того, как клетки проходят поэтапное развитие до стадии взрослой жизни, но и того, как клетки меняют свою идентичность в процессе развития.