Опубликовано 07 октября 2016, 08:33

Биологи: обезьяны умеют «читать мысли» друг друга

Участник эксперимента

© Credit: Kumamoto Sanctuary, Kyoto University, Japan

Международная команда ученых установила, что некоторые виды обезьян из семейства Hominidae понимают ход мыслей других живых существ и могут предсказать их действия. Исследование опубликовано в журнале Science.

Люди знают: то, как другой человек видит какую-либо ситуацию, и то, что она представляет собой на самом деле, не всегда одно и то же. Способность понимать, что чьи-то убеждения могут отличаться от реальности, всегда считалась свойственной только человеку. Как правило, эта способность формируется у человека к пяти годам: люди начинают понимать мысли других людей и могут прогнозировать их поступки.

Ученые из Университета Дьюка, Института Макса Планка и Киотского университета установили, что шимпанзе, бонобо и орангутаны способны «читать мысли» других существ. Зоологи записали забавное видео, в котором один из них, переодетый в костюм обезьяны, поочередно прячется от человека с палкой (своего коллеги) в разных стогах сена. В одном случае человек, увидев, как «обезьяна» спряталась в конкретный стог сена, на минуту скрывается за дверью (в это время обезьяна вылезает из стога и убегает), а затем выходит и направляется к этому стогу, чтобы нанести по нему удар палкой.

Ученые показывали это видео девяти бонобо, семи орангутанам и четырнадцати шимпанзе. Исследователи следили за тем, на что обезьяны бращают внимание во время просмотра, используя метод окулографии, который позволяет следить за движением взгляда с помощью инфракрасной подсветки. Окулография показала, что большинство подопытных продолжали смотреть на место, где спряталась обезьяна, ожидая, что человек (который не видел, что обезьяна вылезла из стога) ударит по нему палкой. Данное исследование продемонстрировало, что шимпанзе, бонобо и орангутанги способны понимать, что другие существа могут иметь ложные представления о реально существующей ситуации.

Таким образом, ученые предполагают, что люди не единственные существа способные понимать мысли других существ и предугадывать их действия. По словам исследователей, это первый случай в истории, когда животное показало подобные результаты в таком тесте. Теперь ученые с нетерпением ждут новых исследований, в которых они планируют продолжить искать способность «чтения мыслей» у других животных: птиц, кошек и собак.