Опубликовано 14 октября 2016, 09:22

Биологи: пауки-скакуны «слышат» взмах крыла насекомых на расстоянии трех метров

© Wikimedia Commons

Биологи из Корнелльского университета выяснили, что пауки-скакуны различают звуки на определенных частотах на расстоянии до трех метров. С текстом работы можно ознакомиться в журнале Current Biology.

Ученые вживили металлические микроэлектроды в мозг пауков семейства Salticidae, также известного как пауки-скакуны. Когда нейроны возбуждались, электроды регистрировали электрические импульсы. Авторы работы определили, что слуховые нейроны помогают пауку различать звуки на расстоянии до трех метров. Заинтересовавшись, исследователи изучили чувствительные волоски на конечностях паука, способные улавливать вибрации.

Оказалось, что, когда авторы работы воздействовали на волоски, происходила реакция тех же нейронов, которые возбуждаются, когда паук «слышит» звуки на дальних расстояниях. Предполагается, что волоски реагируют на крошечные частицы, которые возбуждаются под влиянием звуковой волны. Кроме того, у паука была выявлена область мозга, отвечающая за реакцию как на визуальные, так и слуховые стимулы. Специалисты обнаружили, что пауки различают звуки не только на высоких частотах, но и на низких, в частности на частоте 90 Гц. Ученые решили узнать, зачем пауку необходимо «слышать» звуки на этой частоте.

Выяснилось, что это частота звука при взмахе крыла наездников — паразитических насекомых и главных врагов этих пауков, которыми насекомые кормят свое потомство. «Когда мы воспроизводили звук на частоте 90 Гц, 80% пауков замирало максимум на секунду, прежде чем они поворачивались и прыгали», — отмечают биологи. Известно, что, когда животные слышат других, они замирают, чтобы их не заметили. Пауки в этом случае также замирают, чтобы их не нашли наездники, которые различают движения. Позже эксперты обнаружили и у некоторых других видов пауков такую способность, в том числе у пауков-охотников и домовых пауков.