Опубликовано 11 декабря 2016, 14:20

Биологи рассказали о воздействии невесомости на стволовые клетки

© NASA

На одной из секций проходившего во Флориде Международного саммита по изучению стволовых клеток (World Stem Cell Summit) американские исследователи представили результаты экспериментов, проводимых на Международной космической станции. Об этом сообщается на сайте журналов Американской ассоциации содействия развития науки (в число которых входит и журнал Science).

Биологи из Стэнфордского университета изучили влияние микрогравитации на клетки сердца человека. Для этого они вырастили клетки сердечной мышцы из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток и проанализировали различия в развитии двух групп клеток: остававшихся на Земле и находившихся месяц на МКС. Как рассказал руководитель исследования, клеточный биолог из Стэнфордского университета Аран Шарма, согласно предварительным результатам, вторая группа показала небольшое нарушение ритма во время полета, однако после возвращения на Землю ритм восстановился.

Исследователи из Медицинской школы Университета Лома Линда проводили эксперименты с помощью клиностата — устройства, позволяющего компенсировать однонаправленность гравитации Земли. Они выяснили, что условия искусственной микрогравитации благотворно сказываются на прогениторных клетках сердца, при этом клетки показывают признаки дедифференциации — возвращения к неспециализированному состоянию. Как сообщили авторы доклада, результаты предстоит проверить в условиях невесомости, в марте 2017 года он будет продолжен на борту МКС.

По мнению исследователей, проведенные работы помогут в изучении последствий пребывания людей в космосе, в условиях микрогравитации, и минимизировать их негативное влияние.