Опубликовано 23 октября 2016, 17:24

Биологи составили карту распространения серых крыс

Крыса

© National Parks Service

Ученые из Фордемского университета провели первое широкомасштабное исследование генотипа серой крысы и создали карту, показывающую приблизительные маршруты распространения животного по континентам. Полученные результаты исследователи представили на страницах журнала Proceedings of the Royal Society B.

В течение трех лет исследователи собирали образцы тканей крыс и в итоге получили коллекцию из 314 образцов из 76 мест со всего мира. Некоторые из животных были пойманы на природе, другие обнаружены в музеях или на рынках. Генетический анализ показал историю распространения серой крысы и четыре основных маршрута ее передвижений.

Первый путь вел в Юго-Восточную Азию, второй — вдоль Великого шелкового пути через Центральную Азию в Европу. Еще два маршрута вели в Америку: один через Тихий океан на Аляску (на русских кораблях), другой также через океан на кораблях к западному побережью. Группа, обосновавшаяся в Европе, распространилась благодаря флотам эпохи колониализма в Северную и Южную Америку, Африку и Австралию.

Серая крыса, черная крыса и домовая мышь — три наиболее успешных инвазивных (способных захватывать новые ареалы и наносить ущерб существующим экосистемам) вида животных. Однако если последние два вида распространялись вместе с передвижениями человека на протяжении тысячелетий, то серая крыса начала свое путешествие из Китая и Монголии только несколько веков назад.

Несмотря на обширную географию передвижений, серая крыса, как утверждают исследователи, — домосед. «В нормальных условиях ареал этих животных достаточно узок. До тех пор, пока у них достаточно пищи, есть условия для размножения и они чувствуют себя безопасно в своих норах, крысы не склонны к передвижениям на большие расстояния, — объяснила один из авторов исследования, эколог из Университета Фондхэм Эмили Пакетт. — Все перемещения крыс связаны с путешествиями людей».