Опубликовано 05 октября 2016, 13:32

Биологи впервые научили искусственные клетки «поедать» друг друга

Модель протоклетки

© Janet Iwasa, Szostak Laboratory, Harvard Medical School and Massachusetts General Hospital via National Science Foundation

Ученые из Бристольского университета изготовили клеточноподобные структуры, которые могут нападать друг на друга. По замыслу авторов, их эксперимент поможет лучше понять, как возникла жизнь на Земле. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале Nature Chemistry.

Химики решили изучить, как различные виды протоклеток взаимодействуют между собой. Для этого специалисты разработали два типа протоклеток, один из которых должен был «охотиться» на другой. «Хищники» имели положительный электрический заряд, а также содержали фермент, который разрушает белок. Их добычей стали отрицательно заряженные клетки с белковой оболочкой, содержащие внутри фрагменты ДНК.

После того, как ученые поместили клетки в раствор, они начали притягиваться друг к другу из-за противоположных зарядов. Фермент, который содержали хищные клетки, разрушал белковую оболочку других протоклеток, и их содержимое попадало в раствор. В тех случаях, когда клетки-убийцы превосходили своих жертв по размеру в восемь раз, они уничтожили их в течение часа, поглощая при этом все фрагменты ДНК.

При этом после поглощения «добычи» протоклетки могли «охотиться» и дальше. По словам ученых, которые провели анализ содержимого клеток-убийц после их «питания», оказалось возможным восстановить всю историю питания этих клеток.

Ученые считают, что такие протоклетки окажутся полезными в медицине, поскольку они представляют собой капсулы, с помощью которых можно будет «доставлять» в организм лекарства. Специалисты также уверены, что результаты их исследования помогут понять, как на Земле зародилась клеточная жизнь.