Опубликовано 06 октября 2016, 23:52

Биологи: южноафриканское растение издает запах умирающей пчелы

Ceropegia sandersonii

© Stefan Dötterl

Ученые из Австрии обнаружили удивительную способность растения Ceropegia sandersonii имитировать запах погибающей пчелы для привлечения своих опылителей. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Известно, что 4-6% растений из семейства покрытосеменных обманывают своих опылителей с помощью химической мимикрии: имитируют запах того, что привлекает насекомых. Например, некоторые растения источают запах феромонов, которые издают половые партнеры опылителей.

Ученых из Зальцбургского университета заинтересовало южноафриканское растение Ceropegia sandersonii (семейство Кутровые), которое задерживает опылителей внутри своего цветка-зонтика на сутки, чтобы те потом улетели с приличным количеством пыльцы. Наиболее часто встречающимся опылителями этого растения являются мухи-падальщики семейства Milichiidae, поедающие насекомых (например, они доедают останки пчелы, которые оставляют пауки).

Чтобы выяснить, действительно ли растение имитирует запах умирающей пчелы, ученые в своем эксперименте сжимали насекомых пальцами и тыкали их стеклянными палочками. Это делалось для того, чтобы получить химические вещества, которые пчелы выделяют в ответ на нападение. Исследователи также извлекли соединения, испускаемые растением, для привлечения мух.

Оказалось, что «аромат» растения и запах погибающей пчелы имеют четыре одинаковых соединения: гераниол, 2-нонанол, 2-гептанон и (E)-2-октен-1-ил-ацетат. Во второй части эксперимента исследователи убедились, что мух привлекает именно сочетание запахов этих веществ. По мнению авторов статьи, это хороший пример сложной системы опыления у растений.