Опубликовано 01 августа 2017, 16:45

Болезнь Альцгеймера впервые нашли у шимпанзе

© Yves Herman/Reuters

Ученые впервые обнаружили патофизиологические признаки болезни Альцгеймера у шимпанзе: нейрофибриллярные клубки и амилоидные бляшки. Исследование опубликовано в журнале Neurobiology of Aging.

При болезни Альцгеймера в человеческом мозге накапливаются белки, известные как бета-амилоиды. Они вызывают изменения структуры тау-белков, которые начинают образовывать нейрофибриллярные клубки. Считается, что из-за появления этих клубков и амилоидных бляшек клетки мозга отмирают, и у пациента возникает слабоумие.

Медики столкнулись с трудностями в поисках эффективной терапии болезни Альцгеймера, так как у других видов никогда ранее не было обнаружено симптомов, характерных для заболевания. Единственным животным, в мозгу которого были обнаружены бляшки, был 41-летний шимпанзе, но тогда этот симптом посчитали последствием инсульта.

Ученые из Северо-Восточного медицинского университета штата Огайо изучили головной мозг 20 особей шимпанзе возрастом от 37 до 62 лет. Внимание исследователей привлекли кора головного мозга и гиппокамп, которые повреждаются у пациентов с болезнью Альцгеймера в большей степени. В результате у 12 приматов были обнаружены бета-амилоидные бляшки и зачатки клубков тау-белка. Оказалось, что чем обезьяна старше, тем больше бляшек и нейрофибриллярных клубков образуется в ее мозге.

Тем не менее, остается загадкой, являются ли белковые образования в мозге причиной деменции у шимпанзе. Наблюдения, которые проводились в течение нескольких десятилетий, пока не позволили отследить какие-либо изменения в поведении и когнитивных способностях обезьян.

По словам ученых, это исследование поможет понять, являются ли бляшки и нейрофибриллярные сплетения причиной заболевания, или его побочными эффектами.