Опубликовано 08 сентября 2020, 18:00
2 мин.

Быстрорастущие деревья умирают молодыми

© BenArbor/Flickr

Ученые выяснили, что быстрому росту у деревьев сопутствует маленькая продолжительность жизни. Это ставит под сомнение теорию, что стимулирование роста деревьев позволит лучше очищать атмосферу от углекислого газа. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

«В последние десятилетия наше общество извлекало пользу из способности лесов поглощать углекислый газ, тем самым снижая его содержание в атмосфере. Однако уровень поглощаемого углекислого газа планеты, вероятно, будет снижаться. Это связано с тем, что медленнорастущие и долгоживущие деревья заменяются быстрорастущими и уязвимыми», — отмечает один из авторов исследования, сотрудник Колледжа наук об окружающей среде и лесного хозяйства Университета штата Нью-Йорк Стив Фолькер.

Связь между скоростью роста и продолжительностью жизни у деревьев была известна ученым. Она особенно проявлялась у хвойных пород, привычных к холодным условиям. Однако раньше было неизвестно, свойственна ли эта связь для разного климата. «Хотя давно известно, что быстрорастущие деревья живут меньше, этот вопрос до сих пор оставался малоизученным. Точные данные имелись только для нескольких видов», — рассказывает ведущий автор исследования, сотрудник Лидского университета Роэль Бриенн.

Международная группа ученых проанализировали данные о 200 тысячах колец 110 видов деревьев, расположенных на всех континентах, кроме Африки и Антарктиды. Им удалось выяснить, что быстрый рост деревьев связан с короткой продолжительностью жизни. При этом такая связь не зависит от климата или особенностей почвы. Это может быть связано с тем, что при потеплении деревья начинают быстрее достигать своего максимального размера, после чего их шансы умереть резко возрастают. Ученые предположили, что также смертность может быть связана с тем, что быстрорастущие деревья могут быть уязвимее к болезням, насекомым и засухам. Ученые провели моделирование, которое показало, что распространение быстрорастущих и маложивущих деревьев отрицательно скажется на переработке углекислого газа на всей планете. Это ставит под сомнение большинство существующих моделей, которые предсказывают, что стимулирование роста повлечет увеличение поглощения углекислого газа деревьями.