Опубликовано 15 сентября 2016, 15:30

C последствиями черепно-мозговых травм может справиться амфетамин

© pheee/Pixabay

Исследователи выяснили, что в некоторых случаях амфетамин помогает восстановить когнитивные способности после получения черепно-мозговых травм у крыс. С работой ученых можно ознакомиться в журнале ACS Chemical Neuroscience.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ), которую можно получить при серьезной аварии или просто от удара футбольным мячом по голове, может привести к хроническим психоневрологическим последствиям. Например, у пациентов после ЧМТ часто наблюдается синдром дефицита внимания (импульсивность, проблемы с концентрацией) и депрессия.

Ученые из Университета Западной Виргинии провели специальный тест над двумя группами крыс. В первой группе были крысы сразу после черепно-мозговой травмы, а в другой – в период от 30 до 104 дней после травмы. Тест назывался «Five-choice serial-reaction time task». Он используется для оценки зрительно-пространственной ориентации и импульсивности у лабораторных животных. В этом тесте крысу помещают в камеру с пятью отверстиями. Задача крысы – заметить короткую вспышку света над одним из этих отверстий и нажать на определенную кнопку (оценка концентрации внимания крысы), а затем подождать пять секунд, чтобы получить лакомство (оценка импульсивности).

Как и предполагалось, первая группа крыс (сразу после травмы) показывала худшие результаты. А во второй группе крыс было сложнее – некоторые животные справлялись с тестом хорошо, а у некоторых были проблемы. Ученые разделили этих крыс на «устойчивых» к последствиям ЧМТ и «неустойчивых». «Устойчивым» и «неустойчивым» крысам в течение четырех недель давали амфетамин — психоактивное вещество, а также другие лекарства, а именно атомоксетин и амантадин, которые обычно используются в лечение последствий черепно-мозговых травм.

«Неустойчивые» крысы, которые получали амфетамин, демонстрировали в тесте более высокую точность и меньшую импульсивность, а у «устойчивых» крыс результаты теста были хуже. Применение атомоксетина и амантадина не выявило никаких заметных корреляций. По словам ученых, дальнейшие исследования помогут найти новые препараты, такие как амфетамин, для лечения хронических симптомов черепно-мозговых травм.